Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
(подготовлен МЧС России 31.01.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с пунктом 16 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2023 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2022 г. N 4112-р.
1. Изменение, предусмотренное подпунктом "а" пункта 1 законопроекта, вносится в целях приведения текста Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) к единообразию и является юридико-технической правкой. Преамбула Федерального закона N 68-ФЗ содержит сокращение: "чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации)".
2. Изменения, предусмотренные подпунктом "б" пункта 1, подпунктом "а" пункта 3, пунктом 4, подпунктом "б" пункта 5, подпунктом "в" пункта 6, пунктами 7-10 законопроекта, направлены на приведение Федерального закона N 68-ФЗ в соответствие Федеральному закону от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 414-ФЗ) в части изменения наименования "органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации" на "исполнительные органы субъектов Российской Федерации".
Кроме того, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", действовавшего до вступления в силу Федерального закона N 414-ФЗ, должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не была обязательной и могла быть установлена Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Учитывая это, статьей 41 Федерального закона N 68-ФЗ определено, что комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации (далее - комиссии) возглавляют высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Также решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вводится региональный уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию. Таким образом, в случае, если в субъекте Российской Федерации установлена должность высшего должностного лица, то возглавляло комиссию и устанавливало региональный уровень реагирования данное высшее должностное лица субъекта Российской Федерации. В случае отсутствия в субъекте Российский Федерации должности высшего должностного лица возглавлял комиссию и устанавливал региональный уровень реагирования руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пример: Липецкая, Тамбовская области).
Между тем, согласно Федеральному закону N 414-ФЗ должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации является обязательной и в целях определения единого подхода в субъектах Российской Федерации по руководству комиссиями и установлению регионального уровня реагирования предлагается в статье 41 Федерального закона N 68-ФЗ слова "руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" исключить.
3. Изменение, предусмотренное пунктом 2 законопроекта, вносится в целях приведения в соответствие с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ, которым определены полномочия органов именно государственной власти субъектов Российской Федерации, а не исполнительной власти субъектов Российской Федерации как это установлено в статье 3 действующей редакции Федерального закона N 68-ФЗ.
4. Изменения, предусмотренные подпунктом "б" пункта 3, пунктом 5 и подпунктом "б" пункта 6 (в проектируемой редакции - дополнение подпунктом "х") законопроекта, подготовлены в соответствии с решением Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 3 августа 2022 г. N ММ-П11-13161 и направлены на наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по организации тушения ландшафтных (природных) пожаров силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) на основании планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - планы действий) и сводных планов тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, а также на наделение МЧС России полномочиями по определению порядка разработки и утверждения планов действий.
В соответствии с абзацем пятнадцатым статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относится организация тушения ландшафтных (природных) пожаров (за исключением тушения лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, осуществляемого в соответствии с частью 5 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации) силами и средствами РСЧС, расположенными на территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом N 68-ФЗ.
Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации фактически уже наделены полномочиями по организации тушения ландшафтных (природных) пожаров силами и средствами РСЧС.
В свою очередь законопроектом определяется порядок привлечения органами государственной власти субъектов Российской Федерации сил и средств РСЧС к тушению ландшафтных (природных) пожаров (за исключением тушения лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, осуществляемого в соответствии с частью 5 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации):
в лесах - на основании сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, который разрабатывается и утверждается органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 533 Лесного кодекса Российской Федерации;
на территории, не покрытой лесом - на основании плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации, который разрабатывается и утверждается органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с подпунктом "т" пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ.
5. Изменения, предусмотренные подпунктами "а" и "г" пункта 6 законопроекта, вносятся в целях исключения дублирования норм, определенных пунктом 8 статьи 41 Федерального закона N 68-ФЗ, которым уже установлены конкретные должностные лица, устанавливающие уровни реагирования на чрезвычайную ситуацию на муниципальном и региональном уровнях. Нормы пункта 8 статьи 41 Федерального закона N 68-ФЗ являются нормами прямого действия и их дублирование в ст. 11 Федерального закона N 68-ФЗ в "рамочном" характере нецелесообразно.
6. Изменение, предусмотренное подпунктом "б" пункта 6 законопроекта (в проектируемой редакции - дополнение подпунктом "ц"), вносится на основании предложения Минюста России (письмо от 30 декабря 2022 г. N 08/155780-ДЖ) в части синхронизации предусмотренного пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ объема полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций с полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, утвержденными пунктом 5 части 1 статьи 44 Федерального закона N 414-ФЗ.
Законопроект не содержит обязательных требований, предусмотренных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации". Законопроектом дополнительных обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, не вводится.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие законопроекта будет способствовать осуществлению полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.