Пояснительная записка к проекту Приказа МВД России "О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения, утвержденный приказом МВД России от 13 декабря 2021 г. N 1025"
(подготовлен МВД России 03.02.2023 г.)
Проект приказа МВД России "О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения, утвержденный приказом МВД России от 13 декабря 2021 г. N 1025" (далее - проект приказа) разработан в соответствии с планом-графиком разработки и утверждения новых индикаторов риска нарушения обязательных требований в 2023 году, утвержденным статс-секретарем - заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации И.Н. Зубовым 16 января 2023 г.
Необходимость разработки проекта приказа обусловлена положениями пункта 1 части 10 статьи 23 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), в соответствии с которым перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по видам контроля и порядок их выявления для вида федерального контроля утверждаются федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Проектом приказа утверждаются индикаторы риска нарушения обязательных требований в области безопасности дорожного движения (далее - индикаторы), которые в соответствии со статьей 57 Федерального закона N 248-ФЗ могут быть основанием для проведения контрольных надзорных мероприятий.
Предлагаемые индикаторы направлены на выявление соответствия и отклонения от параметров объектов контроля, с высокой долей вероятности свидетельствующих о наличии нарушений обязательных требований в области безопасности дорожного движения при осуществлении деятельности по эксплуатации транспортных средств или проведению технического осмотра транспортных средств.
При проведении работ, оказывающих влияние на безопасности дорожного движения, осуществляется обустройство соответствующих участков дорог техническими средствами организации дорожного движения и иными элементами обустройства дорог на период введения временных ограничений в соответствии с утверждаемыми в установленном порядке проектами организации дорожного движения. Отсутствие ведения таких работ в течение продолжительного времени с высокой степенью вероятности свидетельствует о рисках ненадлежащего обустройства мест производства работ и причинения вреда жизни и здоровью граждан в следствие дорожно-транспортных происшествий, связанных с утратой, повреждением или ненадлежащей работой технических средств.
В этой связи предлагаемый индикатор риска, связанный с выявлением факта непроведения обустройства и содержания технических средств организации дорожного движения в местах проведения работ и осуществления деятельности, оказывающих влияние на безопасность дорожного движения, где такое обустройство ранее проведено в соответствии с документацией по организации дорожного движения, что позволяет с большой долей вероятности предположить наличие нарушений в деятельности организации, ответственной за эксплуатационное состояние такого участка дороги, и в эксплуатационном состоянии объекта надзора, которые представляют угрозу безопасности дорожного движения.
Также, учитывая обязательные требования, касающиеся обязательного применения технических средств организации дорожного движения при ограничении дорожного движения, связанного с производством работ, создающих помехи в дорожном движении, предлагается определить индикатор риска, применяемый при выявлении отсутствие технических средств организации дорожного движения, информирующих о проведении дорожных работ на участке автомобильной дороги (дороги, улицы) в местах проведения строительных работ, ремонтных и иных работ, осуществления деятельности, оказывающей влияние на безопасность дорожного движения.
В 2022 году органами прокуратуры согласовано проведение 9,9% (139 из 1401) инициированных территориальными органами МВД России контрольных (надзорных) мероприятий по фактам смерти или ранения граждан в результате дорожно-транспортных происшествий или непосредственной угрозы причинения таких негативных последствий, вызванной несоблюдением обязательных требований в области безопасности дорожного движения.
С учетом ограничений при осуществлении контроля (надзора), установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", в случае отказа в проведении мероприятий во взаимодействии с контролируемыми лицами принимаются решения об объявлении предостережений.
В целях обеспечения соблюдения обязательных требований и пресечения их нарушений, связанных с недобросовестностью контролируемых лиц, предлагается определить в качестве индикаторов риска рост за временной период количества дорожно-транспортных происшествий, на месте совершения которых выявлены признаки нарушения обязательных требований в области безопасности дорожного движения к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог (дорог и улиц), по которым не проводились контрольные (надзорные) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом; рост количества обращений об угрозе причинения вреда (ущерба) жизни и здоровью граждан, их имуществу, вследствие несоблюдения контролируемыми лицами обязательных требований в области безопасности дорожного движения, установленных пунктом 3 статьи 30 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", а также выявление одного и более фактов неустранения либо частичного устранения нарушений обязательных требований, установленных пунктом 3 статьи 30 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", выявленных в ходе ранее проведенных (осуществленных) контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом, по результатам которых объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
В соответствии с законодательством о безопасности дорожного движения организация дорожного движения осуществляется в том числе в целях создания безопасных условий движения транспорта и пешеходов в соответствии с утверждаемыми в установленном порядке проектами организации дорожного движения. При этом указанные проекты представляются в подразделения Госавтоинспекции и используются при оценке соблюдения требований в области безопасности дорожного движения.
В связи с чем предлагаемый индикатор риска позволяет в целях предупреждения нарушений и рисков реагировать на изменения организации дорожного движения при отсутствии сведений об изменении проекта организации дорожного движения на период эксплуатации дорог или их участков, свидетельствующих о возможном нарушении обязательных требований в области безопасности дорожного движения и связанных с этим рисках причинения вреда жизни и здоровью граждан, их имуществу.
Согласно пункту 19 части первой статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" на полицию возлагается обязанность по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699, к полномочиям МВД России относится осуществление нормативно-правового регулирования вопросов, относящихся к сфере внутренних дел, а также определение порядка реализации прав и обязанностей полиции.
Подпунктом 3 пункта 20 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699, установлено, что издание нормативных правовых актов в сфере внутренних дел отнесено к полномочиям Министра внутренних дел Российской Федерации.
Реализация требований проекта приказа не потребует увеличения численности существующих или образования новых структурных подразделений Министерства, а также дополнительного финансирования органов внутренних дел.
МВД России
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.