Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(подготовлен Минфином России 01.02.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее соответственно - Законопроект, Закон N 44-ФЗ) разработан:
во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Л. Оверчука от 24 декабря 2022 г. N АО-П13-22348;
в целях реализации пункта 2 протокольного решения Группы высокого уровня Совета Министров Союзного государства от 26 сентября 2022 г. N 15 "О регистрации субъектов хозяйствования Республики Беларусь в единой информационной системе в сфере закупок (Российская Федерация) и получении оплаты за выполненные работы";
с учетом срока взаимного признания электронной цифровой подписи (электронной подписи) в государствах-членах Евразийского экономического союза, запланированного к концу 2025 года (пункт 1.6.3 Плана мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, утвержденного распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии от 5 апреля 2021 г. N 4).
В этой связи проведение анализа правоприменительной практики не требуется.
Положениями Закона N 44-ФЗ установлено, что формирование и подписание документов (в том числе документа о приемке и документов при применении мер ответственности и совершении иных действий в связи с нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта, жалобы в контрольный орган в сфере закупок) осуществляется в единой информационной системе в сфере закупок с использованием усиленных квалифицированных электронных подписей.
Частью 2 статьи 5 Закона N 44-ФЗ установлено, что квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей в целях Закона N 44-ФЗ, создаются и выдаются удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи". При этом для участников закупок, являющихся иностранными лицами, предусмотрено право использовать электронные подписи, созданные в соответствии с нормами права иностранного государства и которые при этом признаны в Российской Федерации.
Вопросы указанного признания регулируются статьей 7 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
В настоящее время взаимное признание в отношении усиленных квалифицированных электронных подписей не обеспечивается.
В частности, соответствующее признание в государствах-членах Евразийского экономического союза во исполнение вышеуказанного плана мероприятий запланировано к концу 2025 года.
В этой связи Законопроект предусматривает установление в Законе N 44-ФЗ переходного положения, согласно которому до завершения такого признания в отношении соответствующего государства обмен документами между сторонами контракта, заключенного с участником закупки, местом регистрации которого является указанное государство, при исполнении контракта осуществляется без использования единой информационной системы в сфере закупок. Аналогичные положения проектируются в отношении порядка подачи и рассмотрения жалоб.
Законопроектом предусмотрен особый срок вступления в силу проектируемых изменений - со дня официального опубликования соответствующего федерального закона в целях обеспечения возможности исполнения таких контрактов и подачи указанными участниками закупок жалоб для защиты своих прав и законных интересов.
В Законопроекте отсутствуют положения о требованиях, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, в связи с чем отсутствует информация о соответствующем виде государственного контроля (надзора), о виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение указанных обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований в сфере действия законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, исключены из сферы применения Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (пункт 4 части 2 статьи 1 указанного Федерального закона), а положения Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" не применяются к организации и осуществлению контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 15 части 4 статьи 2 указанного Федерального закона).
Реализация Законопроекта не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет негативного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.