Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 26 Федерального закона "Консульский устав Российской Федерации"
(подготовлен МИД России 03.02.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 26 Федерального закона "Консульский устав Российской Федерации" разработан в соответствии с пунктом 22 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2023 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2022 года N 4112-р.
Согласно части шестой статьи 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы) нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают консульские должностные лица. При этом перечень нотариальных действий, которые уполномочены совершать консульские должностные лица, установлен частью первой статьи 38 Основ и частью 1 статьи 26 Федерального закона от 5 июля 2010 года N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации".
В последнее время в МИД России и входящие в его систему дипломатические представительства и консульские учреждения поступают многочисленные обращения от российских граждан и организаций относительно трудностей логистического характера, с которыми зачастую сталкиваются заявители при передаче оригиналов нотариально оформляемых в загранучреждениях на бумажных носителях документов на территорию Российской Федерации.
Для урегулирования означенной проблемы законопроектом предлагается расширить полномочия консульских должностных лиц в сфере нотариата, наделив их также полномочием по удостоверению равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе.
В соответствии со статьей 103.8 Основ удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе означает подтверждение тождественности содержания изготовленного нотариусом электронного документа содержанию документа, представленного нотариусу на бумажном носителе. Изготовленный нотариусом электронный документ имеет ту же юридическую силу, что и документ на бумажном носителе, равнозначность которому удостоверена нотариусом.
Изготовление электронного документа для удостоверения его равнозначности документу на бумажном носителе будет производиться консульским должностным лицом в том же порядке, как это осуществляется нотариусами в Российской Федерации, - путем изготовления электронного образа документа на бумажном носителе и подписания его квалифицированной электронной подписью соответствующего консульского должностного лица.
Проект федерального закона предусматривает также, что такой электронный документ, подписанный квалифицированной электронной подписью уполномоченного консульского должностного лица, будет направляться загранучреждением через МИД России в Федеральную нотариальную палату для его внесения в единую информационную систему нотариата.
Законопроект содержит положение о вступлении его в силу с 1 июля 2024 года, что обусловлено необходимостью модернизации программного обеспечения МИД России и загранучреждений для обеспечения технической возможности передачи электронных нотариальных документов, изготовленных консульскими должностными лицами, в Федеральную нотариальную палату.
В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), а также положения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
В законопроекте отсутствуют положения, направленные на конкуренцию.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также не противоречит иным международным договорам Российской Федерации.
Реализация Федерального закона после внесения рассматриваемых изменений не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.