Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 213 и главу 36.1 Трудового кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минтрудом России 10.02.2023 г.)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации
1. Внести в статью 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3, 2021, N 27, ст. 5139) следующие изменения:
статью 213 изложить в следующей редакции:
"Статья 213. Государственная экспертиза условий труда
Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:
качества проведения специальной оценки условий труда;
правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
фактических условий труда работников.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, комиссий по расследованию несчастных случаев, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов (при наличии таких представительных органов), государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, организаций, проводящих специальную оценку условий труда, на бесплатной основе за исключением случаев, установленных федеральным законом.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда самостоятельно формируют структуру и численность подразделений, осуществляющих проведение государственной экспертизы условий труда, на основании рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе осуществлять внедрение цифровых технологий в указанной сфере.
Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:
в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления государственной экспертизы условий труда любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм, а также работодателей - физических лиц);
в соответствии с порядком проведения государственной экспертизы условий труда запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления государственной экспертизы условий труда документы и другие материалы;
проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости испытательных лабораторий (центров), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
В случае, если документы и другие материалы, необходимые для осуществления государственной экспертизы условий труда, не были представлены лицами, имеющими право на обращение с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда, органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы условий труда, самостоятельно запрашивают соответствующие документы и другие материалы в органах и организациях, в отношении которых проводится государственная экспертиза условий труда, а также в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, государственных внебюджетных фондах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы и материалы находятся в распоряжении таких органов либо организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:
проходить обучение и повышение квалификации в соответствии с федеральным законом и в порядке, установленном статьей 219 настоящего Кодекса;
составлять по результатам проведения государственной экспертизы условий труда заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы (при наличии таких представительных органов), государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, организации, проводящие специальную оценку условий труда;
обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления государственной экспертизы условий труда, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.
Типовые формы документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
2. Дополнить часть третью статьи 214 абзацем двадцать девятым следующего содержания:
"осуществление информационного взаимодействия с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с использованием информационной системы учета, путем передачи и получения информации о состоянии условий и охраны труда и иных сведений в электронной форме посредством личного кабинета по охране труда".
3. Дополнить статьей 214.3 следующего содержания:
"Статья 214.3. Личный кабинет по охране труда работодателя
1. Личный кабинет по охране труда работодателя - информационный ресурс, который размещен в информационной системе по охране труда федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", ведение которого обеспечивается указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет по охране труда работодателя может быть использован для реализации работодателями и уполномоченными федеральными органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных другими федеральными законами, личный кабинет по охране труда работодателя может быть использован также уполномоченными федеральными органами и лицами, получившими доступ к электронному кабинету по охране труда работодателя, для реализации ими прав и обязанностей, установленных такими федеральными законами.
2. Личный кабинет по охране труда работодателя используется работодателями в целях сбора, передачи в установленном порядке в уполномоченные федеральные органы и внебюджетный фонд и хранения документов (информации) о состоянии условий и охраны труда и иных сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Порядок получения работодателями доступа к личному кабинету по охране труда работодателя, а также состав, порядок размещения, передачи в уполномоченные федеральные органы и внебюджетный фонд и хранения документов (информации) о состоянии условий и охраны труда и иных сведений определяется федеральным органом исполнительной власти исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере труда.
Работодатели, получившие доступ к личному кабинету по охране труда работодателя, получают от уполномоченных федеральных органов и внебюджетного фонда в электронной форме через личный кабинет по охране труда работодателя сведения, используемые указанными федеральными органами и внебюджетным фондом при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых соответствующим законодательством.
Сведения, используемые уполномоченными федеральными органами и внебюджетным фондом при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых соответствующим законодательством, работодателям, получившим доступ к личному кабинету по охране труда работодателя, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Для получения сведений, используемых уполномоченными федеральными органами и внебюджетным фондом в отношениях, регулируемых соответствующим законодательством, на бумажном носителе, работодатели, получившие доступ к личному кабинету по охране труда работодателя, направляют в соответствующий уполномоченный федеральный орган или ближайшее территориальное отделение внебюджетного фонда по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
При передаче работодателями - индивидуальными предпринимателями и работодателями - физическими лицами в уполномоченные федеральные органы или внебюджетный фонд через личный кабинет по охране труда работодателя сведений в электронной форме документы, подписанные усиленной неквалифицированной электронной подписью, сформированной в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", признаются электронными документами, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью такого работодателя.
Положения настоящего пункта распространяются на работодателей - индивидуальных предпринимателей и работодателей - физических лиц, имеющих трудовые отношения с работниками.".
4. Внести в главу 36.1 Трудового кодекса Российской Федерации следующие изменения и дополнения:
1) в абзаце третьем части второй статьи 227 слова "производственную практику" заменить словами "практическую подготовку";
2) в статье 228.1:
а) абзац шестой части первой после слов "подконтрольных этому органу" дополнить словами "при обстоятельствах, влияющих на установленную сферу деятельности";
б) дополнить новой частью пятой следующего содержания:
"Схема определения степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений";
в) части пятую и шестую считать соответственно частями шестой и седьмой;
г) в части шестой слова "соответствующие территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, территориальное объединение организаций профсоюзов и территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу, а также в исполнительный орган страховщика по месту регистрации работодателя в качестве страхователя" заменить словами "органы и организации, указанные в настоящей статье Кодекса";
д) часть седьмую изложить в следующей редакции:
"О случаях острого заболевания (отравления), в том числе повлекших смерть работников, в отношении которого имеются основания предполагать, что его возникновение обусловлено воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, работодатель (его представитель) в течение суток сообщает в соответствующие медицинскую организацию и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора."
3) часть вторую статьи 229 после слов "по согласованию" дополнить словами "между данными органами";
4) в статье 229.2:
а) часть третью дополнить новым абзацем десятым следующего содержания:
"медицинское заключение о причине смерти пострадавшего и о его возможном нахождении в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, выданное по запросу работодателя (его уполномоченного представителя);";
б) абзацы десятый - двенадцатый части третьей считать соответственно абзацами одиннадцатым - тринадцатым части третьей;
в) абзац двенадцатый части третьей после слов "подконтрольных этому органу" дополнить словами ",при обстоятельствах, влияющих на установленную сферу деятельности";
г) в части четвертой после слов "председателем комиссии" дополнить словами "(в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственным инспектором труда, самостоятельно проводящим расследование несчастного случая)";
д) дополнить новой частью девятой следующего содержания:
"Для целей настоящей статьи под грубой неосторожностью понимается неосторожность застрахованного, содействовавшая возникновению или увеличению размера вреда, причиненного его здоровью, в том числе объективно подтвержденное в установленном порядке нахождение пострадавшего в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (согласно медицинскому заключению о возможном нахождении пострадавшего при его поступлении в медицинскую организацию в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (отравления), не связанного с нарушениями технологического процесса, в котором используются технические спирты, ароматические, наркотические и иные токсические вещества), документально подтвержденное неоднократное нарушение пострадавшим требований охраны труда, о которых ему было доподлинно известно.";
е) дополнить новой частью десятой следующего содержания:
"Учетная форма медицинского заключения о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести и рекомендации по ее заполнению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений";
ж) часть девятую считать соответственно частью одиннадцатой;
5) в статье 229.3:
а) часть первую изложить в следующей редакции:
"При выявлении несчастного случая, о котором работодателем (его представителем) не было сообщено в соответствующую государственную инспекцию труда и (или) исполнительный орган страховщика в сроки, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - сокрытый несчастный случай), государственный инспектор труда проводит расследование сокрытого несчастного случая самостоятельно независимо от срока давности несчастного случая.";
б) в абзаце третьем части второй слова "порядка расследования." заменить словами "порядка расследования;";
в) часть вторую дополнить новым абзацем четвертым следующего содержания:
"при получении извещения по установленной форме, направленного работодателем (его представителем) в соответствии с частью шестой статьи 228.1 настоящего Кодекса.";
г) часть четвертую изложить в следующей редакции:
"Расследование сокрытого несчастного случая и дополнительное расследование проводится государственным инспектором труда в соответствии с требованиями настоящей главы.";
д) в части пятой после слов "в качестве страхователя" дополнить словами ", а при необходимости - представителя соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу, при обстоятельствах, влияющих на установленную сферу деятельности";
е) часть шестую изложить в следующей редакции:
"По результатам расследования сокрытого несчастного случая и дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение государственного инспектора труда по установленной форме и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем)."
6) в статье 230:
а) часть седьмую после слов "направляют копию" дополнить словом "утвержденного";
б) в части восьмой слова "(в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводивший расследование несчастного случая)" заменить словами "(работодатель в соответствии с заключением государственного инспектора труда, самостоятельно проводившего расследование несчастного случая в предусмотренных настоящим Кодексом случаях)";
7) в статье 230.1:
а) предложение третье в части второй после слов "подконтрольных этому органу", дополнить словами "при обстоятельствах, влияющих на установленную сферу деятельности";
б) часть четвертую изложить в следующей редакции:
"По окончании периода временной нетрудоспособности пострадавшего и по несчастным случаям со смертельным исходом работодатель (его представитель) обязан направить в соответствующую государственную инспекцию труда, а в необходимых случаях - в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, а о страховых случаях - в исполнительный орган страховщика по месту регистрации работодателя в качестве страхователя, сообщение по установленной форме о последствиях несчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве.";
в) дополнить новой частью пятой следующего содержания:
"Учетная форма справки о заключительном диагнозе пострадавшего от несчастного случая на производстве и рекомендации по ее заполнению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.".
3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2024 года.
Президент Российской Федерации |
В. Путин |
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.