Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минприроды России 09.02.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Законопроект) подготовлен во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 19.09.2016 N Пр-1817ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 26.08.2016 в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации от 28.09.2016 N ОГ-П12-5810 и от 29.12.2022 N ВА-П11-22868.
Согласно указанному поручению Президента Российской Федерации необходимо внести в законодательство Российской Федерации изменения, предусматривающие проведение государственной экологической экспертизы (далее - ГЭЭ) проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Ранее в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" лечебно-оздоровительные местности и курорты относились к особо охраняемым природным территориям, на основании чего проектная документация объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых предполагалось осуществлять в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов, подлежала ГЭЭ федерального и регионального уровня в соответствии с подпунктом 7.1 статьи 11 и подпунктом 4.1 статьи 12 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон N 174-ФЗ).
Федеральным законом от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" лечебно-оздоровительные местности и курорты были исключены из перечня категорий особо охраняемых природных территорий, в связи с чем в настоящее время в отношении проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях лечебно-оздоровительных местностей и курортов, ГЭЭ не проводится.
Практика правоприменения вышеуказанных изменений законодательства Российской Федерации показала необходимость совершенствования правового регулирования в части проведения оценки соответствия объектов намечаемого строительства экологическим требованиям, в связи с чем по итогам обсуждения указанного вопроса на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации 26.08.2016 дано поручение о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих проведение ГЭЭ проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Подготовленным Законопроектом предлагается включить в объекты государственной экологической экспертизы, определенные статьями 11 и 12 Закона N 174-ФЗ, проектную документацию объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального, регионального и местного значения, если строительство, реконструкция таких объектов на землях лечебно-оздоровительных местностей и курортов допускаются законодательством Российской Федерации.
В их число (в статью 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Закон N 26-ФЗ) предлагается включить:
в первой зоне - проектную документацию всех объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых на землях лечебно-оздоровительных местностей и курортов допускается законодательством Российской Федерации;
во второй и третьей зонах - проектную документацию объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с критериями, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I - III категорий, объектов капитального строительства, на которых осуществляется деятельность по пользованию недрами, в том числе природными лечебными ресурсами, объектов капитального строительства, которые не планируется подключить к централизованной системе водоотведения или не подключенных к централизованной системе водоотведения, строительство, реконструкцию которых на землях лечебно-оздоровительных местностей и курортов допускается законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Проведение государственной экологической экспертизы в отношении проектной документации иных объектов капитального строительства нецелесообразно, так как такие объекты оказывают минимальное негативное воздействие на окружающую среду (в ходе их эксплуатации не осуществляются сбросы и значимые выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, а также не осуществляется деятельность, сопровождающаяся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением).
Согласно пункту 2 статьи 10 Закона N 26-ФЗ предоставление природных лечебных ресурсов для целей, не предусмотренных Законом N 26-ФЗ, как правило, не допускается. Правительство Российской Федерации в исключительных случаях при наличии положительного заключения экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы разрешает использование природных лечебных ресурсов для целей, не связанных с лечением, профилактикой и отдыхом населения, если это не повлечет ущерба для курортно-рекреационного потенциала соответствующих территорий.
Согласно статье 1 Закона N 174-ФЗ экологическая экспертиза - это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Учитывая, что оценка возможности использования природных лечебных ресурсов для целей, не связанных с лечением, профилактикой и отдыхом населения, а также ущерба для курортно-рекреационного потенциала, не входит в предмет ГЭЭ, Законопроектом вносятся соответствующие изменения в пункт 2 статьи 10 Закона N 26-ФЗ.
Одновременно Законопроектом вносятся соответствующие изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Негативные социально-экономические, финансовые и иные последствия реализации Законопроекта, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, не прогнозируются.
Положительным последствием реализации Законопроекта станет предотвращение (снижение) негативного воздействия на окружающую среду деятельности, планируемой к реализации на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
С учетом необходимости планирования проведения ГЭЭ хозяйствующими субъектами, планирующими осуществление строительства, реконструкции объектов капитального строительства на землях лечебно-оздоровительных местностей и курортов, Законопроект предусматривает переходный период для вступления его в силу с 01.09.2024.
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не влияет на доходы и расходы соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект не содержит решений, оказывающих влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также иным положениям международных договоров Российской Федерации.
Законопроект содержит обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного экологического контроля (надзора).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.