Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
(подготовлен Минтрудом России 14.02.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - законопроект) разработан в целях исполнения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2022 г. N 56-П по делу о проверке конституционности пункта 2 части 1 статьи 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в связи с жалобой гражданки А.А. Дробковой.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Федеральный закон N 256-ФЗ) средства материнского (семейного) капитала на основании заявления о распоряжении лица, получившего сертификат, могут направляться в том числе на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемую гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства (далее - ОИЖС).
Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определяет ОИЖС как отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости (пункт 39 статьи 1 ГрК РФ).
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ) объектами жилищных прав являются жилые помещения - изолированные помещения, которые являются недвижимым имуществом и пригодны для постоянного проживания граждан, отвечая санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (части 1 и 2 статьи 15 ЖК РФ).
К жилым помещениям отнесены жилой дом и его часть, квартира и ее часть, комната (статья 16 ЖК РФ).
Исходя из буквального толкования положений пункта 2 части 1 статьи 10 Федерального закона N 256-ФЗ, в том числе во взаимосвязи с приведенными положениями ГрК РФ и ЖК РФ, действующее нормативное регулирование не предусматривает возможности направить средства материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий путем строительства (реконструкции) иного жилого помещения, кроме как ОИЖС, даже при условии выполнения владельцем государственного сертификата требований, предъявляемых к строительству (реконструкции) таких объектов, а также соблюдении иных условий направления средств материнского (семейного) капитала на строительство (реконструкцию) жилого помещения.
В целях устранения нарушений принципов равенства и справедливости законопроектом предлагается распространить положения статьи 10 Федерального закона N 256-ФЗ на строительство (реконструкцию) жилого помещения.
Настоящий законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект направлен на защиту прав и интересов ребенка (детей), гарантируемых ему (им) Конституцией Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Федеральный закон) потребует принятие следующих нормативных правовых актов:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862".
Принятие данного постановления Правительства Российской Федерации необходимо с учетом изменений, которые вносятся Федеральным законом в положения Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Ориентировочный срок принятия постановления Правительства Российской Федерации - в течение трех месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации указанного Федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Основным исполнителем по разработке проекта постановления является Минтруд России, соисполнителями - Минстрой России и Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
2. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2011 г. N 686.
Принятие данного постановления Правительства Российской Федерации необходимо с учетом изменений, которые вносятся Федеральным законом в положения Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Ориентировочный срок принятия постановления Правительства Российской Федерации - в течение трех месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации указанного Федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Основным исполнителем по разработке проекта постановления является Минстрой России.
3. Приказ Минстроя России "О внесении изменений в формы уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 сентября .2018 г. N 591/пр.
Принятие данного приказа Минстроя России необходимо с учетом изменений, которые вносятся Федеральным законом в положения Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Ориентировочный срок принятия проекта приказа - в течение трех месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации указанного Федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Основным исполнителем по разработке проекта приказа является Минстрой России.
4. Приказ Минстроя России "О внесении изменений в форму документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 8 июня 2021г. N 362/пр.
Принятие данного приказа Минстроя России необходимо с учетом изменений, которые вносятся Федеральным законом в положения Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Ориентировочный срок принятия проекта приказа - в течение трех месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации указанного Федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Основным исполнителем по разработке проекта приказа является Минстрой России.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" не повлечет за собой дополнительных финансовых расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.