Дополнительные социальные гарантии, предоставляемые военнослужащим в связи с выполнением задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Южной Осетии и Абхазии
Военно-политическая обстановка в мире сегодня крайне нестабильна. Это в очередной раз подтвердили события в Южной Осетии и Абхазии, за развитием которых мировое сообщество следило с 8 по 12 августа 2008 г. В операции по принуждению Грузии к миру было задействовано большое количество российских военнослужащих*(1). В настоящее время на территории Южной Осетии и Абхазии остаются военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации из состава миротворческих сил.
Международно-правовая природа данного конфликта остается в правовой науке предметом дискуссий. В.А. Батырь полагает, что "...это был скоротечный международный вооруженный конфликт между вооруженными силами Грузии и вооруженными силами непризнанных государственных образований (Южной Осетии и Абхазии), в ходе которого миротворческая операция Вооруженных Сил Российской Федерации по поддержанию мира переросла в операцию по восстановлению мира"*(2). Неопределенность международно-правовой природы конфликта соответственно вызывает сложности в определении правового положения российских военнослужащих, выполняющих задачи по обеспечению безопасности и защите граждан России, проживающих на территориях Южной Осетии и Абхазии. В свою очередь, социальные гарантии и компенсации являются важными элементами правового статуса военнослужащих.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения, в том числе с учетом выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Из этого вытекает, что военнослужащим - участникам указанного конфликта, а также военнослужащим, продолжающим находиться на территории Южной Осетии и Абхазии, должен быть обеспечен уровень социальной защищенности, адекватный характеру и условиям выполняемых задач.
В рамках решения данной задачи Правительством Российской Федерации было принято Постановление "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти, участвующих в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Южной Осетии и Абхазии" от 12 августа 2008 г. N 587. Применительно к военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации в целях реализации положений данного Постановления Правительства Российской Федерации был издан приказ Министра обороны Российской Федерации "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты военнослужащих, участвующих в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Южной Осетии и Абхазии" от 20 августа 2008 г. N 440 (далее - приказ).
Приказом с 8 августа 2008 г. рассматриваемой категории военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации установлена выплата суточных в иностранной валюте в соответствии с приложением N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации "О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" от 26 декабря 2005 г. N 812. Применительно к Грузии суточные предусмотрены в размере 54 долл. США.
Необходимо отметить, что Российской Федерацией в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 26 августа 2008 г. N 1260 и N 1261 республики Абхазия и Южная Осетия соответственно были признаны в качестве суверенных и независимых государств. Однако после признания в перечень иностранных государств (предусмотренный приложением N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 г. N 812), за нахождение на территориях которых производятся выплаты суточных, данные государства включены не были. Соответственно этому представляется необходимым включить в названный перечень иностранных государств Абхазию и Южную Осетию, установив при этом размер суточных за нахождение на их территориях.
При определении размеров суточных п. 8 указанного Постановления Правительства Российской Федерации в отношении военнослужащих не применяется, т.е., несмотря на постоянное обеспечение военнослужащих бесплатным питанием по установленным нормам, которое, в свою очередь, предусмотрено п. 6 приказа, размер суточных остается неизменным.
Основанием для выплаты суточных являются приказы командиров воинских частей, изданные на основании именных списков личного состава подразделений, участвующих в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Южной Осетии и Абхазии, и (или) командировочных удостоверений военнослужащих.
Выплата суточных военнослужащим производится по месту постоянной дислокации воинских частей, в которых они проходят военную службу, в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактической выплаты.
Предусмотрено засчитывать военнослужащим в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии:
- 1 месяц военной службы за 3 месяца;
- время непрерывного нахождения на излечении в госпиталях и других лечебных учреждениях в случае получения ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с непосредственным выполнением задач из расчета 1 месяц военной службы за 1,5 месяца.
Согласно п. 5 приказа военнослужащим (при наличии медицинских показаний) предоставляются путевки в лечебно-оздоровительные учреждения Министерства обороны Российской Федерации в первоочередном порядке один раз в год.
По официальным данным, в ходе конфликта потери среди российских военнослужащих составили: убитыми - 74 человека, пропавшими без вести - 19 человек*(3). Очевидно, государство обязано заботиться о семьях воинов, погибших при защите его интересов. В этой связи большое внимание в рассматриваемых нормативных правовых актах уделено усилению социальной защиты членов семей погибших и пропавших без вести военнослужащих. Отметим, что и после завершения операции по принуждению Грузии к миру российские военнослужащие из состава миротворческих сил в Южной Осетии и Абхазии продолжают погибать*(4).
Так, согласно приказу выплаты ежемесячного пособия в размере 814 руб. 78 коп. должны производиться детям погибших (пропавших без вести) военнослужащих до достижения ими возраста 18 лет (если они стали инвалидами до достижения возраста 18 лет - независимо от возраста), а детям, обучающимся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет. Размер пособия подлежит пересмотру (повышению, индексации) одновременно с централизованным повышением (индексацией) размеров окладов по воинским должностям военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, учитываемых в составе денежного довольствия при назначении пенсии по случаю потери кормильца, путем умножения размера пособия на индекс роста этих окладов.
При этом, выплата указанного пособия должна производиться:
- детям погибших военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, - в военных комиссариатах по месту их жительства за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусматриваемых Министерству обороны Российской Федерации;
- детям пропавших без вести военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и по призыву, - в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, где пропавшие без вести военнослужащие занимают штатные воинские должности (находятся в распоряжении).
Ежемесячное пособие выплачивается со дня гибели (смерти) военнослужащего, установления факта пропажи военнослужащего без вести. После признания без вести пропавшего военнослужащего в установленном порядке безвестно отсутствующим, объявления умершим воинская часть направляет необходимые документы для продолжения выплаты пособия детям военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, в военный комиссариат по месту жительства получателя пособия, а детям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, - в органы социальной защиты населения Российской Федерации по месту жительства получателя.
Выплата пособия прекращается со дня, следующего за днем достижения детьми погибшего (пропавшего без вести) военнослужащего 18-летнего возраста либо окончания обучения по очной форме, подтверждаемого соответствующим документом (диплом, справка и т.п.), явки пропавшего без вести военнослужащего или обнаружения места его пребывания.
Детям погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, пособие выплачивается органами социальной защиты населения Российской Федерации по месту их жительства.
Пунктом 4 приказа предусмотрена выплата пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха детей погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами военнослужащих в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке предоставления пособий на проведение летнего оздоровительного отдыха детей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона" от 29 декабря 2004 г. N 870, - ежегодно, независимо от предоставления путевок в детские оздоровительные учреждения. В случае приобретения путевок в детские оздоровительные учреждения должна обеспечиваться своевременная оплата проезда указанных детей к месту отдыха и обратно.
При этом, выплата пособия и оплата проезда должны производиться в военных комиссариатах по месту получения пенсии по случаю потери кормильца или по месту получения пенсии родителем, ставшим инвалидом, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусматриваемых Министерству обороны Российской Федерации.
Детям погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами военнослужащих места в детских дошкольных образовательных учреждениях предоставляются вне очереди. Вместе с тем, приказом также предусмотрено предоставление нуждающимся супругам и родителям погибших (пропавших без вести) военнослужащих бесплатных путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения Министерства обороны Российской Федерации ежегодно.
Необходимо отметить, что ситуация вокруг Южной Осетии и Абхазии стала одним из факторов, повлиявших на характер нового этапа реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации, который сопровождается значительными изменениями структуры и содержания военного законодательства. В настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации на стадии обсуждения находятся законопроекты федеральных законов "О воинской обязанности" и "О военной службе"*(5), которые, как предполагается, будут основополагающими законодательными актами по вопросам прохождения военной службы по призыву и по контракту соответственно.
В свою очередь, операция с участием подразделений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Южной Осетии и Абхазии, продемонстрировала отсутствие в российском военно-социальном законодательстве адекватной системы социальных гарантий военнослужащих, принимающих участие в вооруженных конфликтах подобного рода. Принятие указанных выше нормативных правовых актов явилось прямым подтверждением этой ситуации.
В связи с вышесказанным в процессе реформирования военно-социального законодательства необходимо разработать и законодательно закрепить систему социальных гарантий и компенсаций, которая, с одной стороны, имела бы универсальный и понятный характер, а с другой - дифференцированно отражала необходимый объем и перечень социальных гарантий для различных категорий военнослужащих в зависимости от условий и порядка прохождения ими военной службы.
В контексте необходимости создания такой системы социальных гарантий представляется целесообразным поддержать идею создания кодифицированного нормативного правового акта о социальной защите военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. В.М. Корякин, в свою очередь, обосновывая необходимость создания кодифицированного акта в военно-социальной сфере, отмечает, что в условиях стабилизации социально-политической и социально-экономической ситуации в стране было бы неразумным дожидаться завершения реформ, чтобы приступить к разработке военно-социального кодекса*(6). В то же время в условиях нестабильной международной военно-политической обстановки необходимо более тщательно проработать дополнительные меры социальной защиты военнослужащих - участников различного рода международных вооруженных конфликтов, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Военнослужащие при выполнении тех или иных задач должны четко знать, на какую помощь от государства они и члены их семей могут рассчитывать.
P.S. редакции. В ноябре 2008 г. вопрос о социальной защищенности военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазии, получил новое неожиданное развитие. В войска поступили указания о прекращении выплаты суточных в иностранной валюте военнослужащим, проходящим военную службу (командированным) на территории указанных государств с 26 августа 2008 г. (со дня признания Россией Республики Абхазия и Республики Южная Осетия суверенными государствами). По-видимому, формальным поводом для издания таких указаний послужило отсутствие установленных размеров суточных в иностранной валюте для названных государств в Постановлении Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 г. N 812.
По мнению редакции, упомянутые указания существенно нарушили права военнослужащих. При отсутствии установленных размеров суточных в иностранной валюте следовало по аналогии применять размеры суточных, которыми руководствовались довольствующие органы до 26 августа 2008 г. (суточные на территории Грузии). Указанную позицию заняли другие федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Военнослужащим же Вооруженных Сил Российской Федерации придется отстаивать свои права в военных судах.
А.В. Давыдов,
адъюнкт кафедры военного права Военного университета, капитан
"Право в Вооруженных Силах", N 1, январь 2009 г
-------------------------------------------------------------------------------
*(1) В конфликте принимали участие части 58-й армии, подразделения 76-й воздушно-десантной дивизии из Пскова и другие подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации.
*(2) Батырь В.А. Новый международно-правовой формат вооруженных конфликтов XXI века // Бюллетень научно-исследовательского центра "НАУКА XXI". 2008. N 1 С. 65.
*(3) Интервью с заместителем начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации генерал-полковником А. Наговициным // Рос. газ. 2008. 14 августа.
*(4) В результате террористического акта 3 октября 2008 г. в Цхинвали погибли семь российских военнослужащих и восемь получили ранения.
*(5) Предполагается, что с введением в действие указанных федеральных законов утратят силу действующие ныне федеральные законы "О статусе военнослужащих" и "О воинской обязанности и военной службе".
*(6) См. подробнее об этом: Корякин В.М. Право социального обеспечения военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей. М., 2005. С. 69 - 85.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Дополнительные социальные гарантии, предоставляемые военнослужащим в связи с выполнением задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Южной Осетии и Абхазии
Автор
А.В. Давыдов - адъюнкт кафедры военного права Военного университета, капитан
Право в Вооруженных Силах", 2009, N 1