Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон О государственном оборонном заказе"
(подготовлен Минобороны России 13.02.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" (далее - законопроект) разработан во исполнение указания Президента Российской Федерации от 23 января 2021 г. N Пр-79.
Положения законопроекта устанавливают право государственного заказчика получать по запросам информацию о состоянии производственных мощностей и технологического оборудования, о технологических процессах производства, финансовых и трудовых ресурсах, обеспечивающих поставки продукции по государственному оборонному заказу, а также закрепляют обязанность головных исполнителей, исполнителей вести учет трудоемкости (рабочего времени) производства продукции.
В законодательстве Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа установлены положения о праве государственного заказчика запрашивать материалы для обоснования предложений о цене продукции на этапе формирования государственного оборонного заказа, информацию по исполненным государственным контрактам, контрактам, а также информацию, необходимую для изменения цены государственного контракта. Одновременно государственный заказчик обеспечивает оплату головному исполнителю, исполнителю экономически обоснованных затрат, связанных с выполнением государственного оборонного заказа, в том числе затрат, направленных на развитие производства для эффективного выполнения государственных контрактов, контрактов, включая снижение трудоемкости, материалоемкости и энергоемкости производства, общепроизводственных и общехозяйственных затрат.
При этом возможность или право государственного заказчика получать информацию о состоянии производственных мощностей, технологического оборудования, о технологических процессах производства, финансовых и трудовых ресурсах, обеспечивающих поставки продукции по государственному оборонному заказу, и проверять её достоверность в ходе исполнения государственного контракта, контракта нормами федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" и иных правовых актов Российской Федерации не предусмотрены.
Отсутствие указанных норм и информации не позволяет государственному заказчику в полной мере осуществлять контроль за обеспечением головным исполнителем, исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу, в том числе обоснованного определения размеров рентабельности (прибыли) с учетом средств, которые необходимы головному исполнителю, исполнителю для развития производственных мощностей, обеспечивающих выполнение государственного оборонного заказа.
Государственный заказчик, как владелец документации на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, оплачивающий головному исполнителю, исполнителю предусмотренные законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа экономически и технологически обоснованные затраты на их производство, должен иметь возможность получать любую информацию на всех стадиях поставки продукции, в том числе на стадии исполнения государственных контрактов, контрактов.
Законопроектом предусматривается установление обязанности головных исполнителей, исполнителей вести учет трудоемкости производства продукции как одного из основных показателей её себестоимости. В настоящее время такие нормы в законодательстве Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа отсутствуют. При этом сведения о трудоемкости продукции представляются в составе обосновывающих документов при направлении организациями предложений о цене (прогнозной цене) продукции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при рассмотрении которых могут возникать разногласия в обоснованности трудоемкости продукции при переводе ориентировочной (уточняемой) цены продукции либо цены, возмещающей издержки, в фиксированную цену по результатам исполнения государственных контрактов.
Законопроект направлен на устранение правовых пробелов Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - федеральный закон о ГОЗ) в осуществлении контроля обеспечения поставок продукции головными исполнителями, исполнителя государственного оборонного заказа, полномочий и обязанностей государственного заказчика и контролирующего органа в сфере государственного оборонного заказа, при соблюдении баланса интересов государственного заказчика, головного исполнителя, исполнителя.
Предметом правового регулирования законопроекта являются общественные отношения, связанные с установлением возможности получения информации, связанной с обеспечением головными исполнителями, исполнителями поставок продукции по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственных контрактов, контрактов, необходимой государственному заказчику для реализации в полной мере своих полномочий и обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами государственных заказчиков в сфере государственного оборонного заказа.
Реализация норм законопроекта позволит взаимоувязать права, обязанности и полномочия головных исполнителей, исполнителей и государственного заказчика, в том числе получать необходимую информацию о состоянии производственных мощностей, технологического оборудования, технологических процессах производства, финансовых и трудовых ресурсах, обеспечивающих поставки продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, в целях рационального формирования и размещения государственного оборонного заказа, контроля за обеспечением головным исполнителем, исполнителем поставок продукции при соблюдении баланса интересов государственного заказчика и головного исполнителя, исполнителя, а также планировании, при необходимости, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по развитию исследовательской, проектно-конструкторской и производственно-технологической базы организаций для обеспечения выполнения государственного оборонного заказа.
Наименование законопроекта отражает предмет правового регулирования и не противоречит сложившейся нормотворческой практике.
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" не потребует внесения изменений в федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации.
Вместе с тем реализация законопроекта потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 47 "О правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности", в части уточнения правил ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности.
Примерный срок подготовки соответствующих нормативных правовых актов составляет сто восемьдесят дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации или иной срок, указанный в поручении о подготовке проекта нормативного правового акта, необходимого для реализации Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе", или в сроки соответствующего плана-графика.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), в виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета и не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.