Комментарий к Письму Министерства финансов Российской Федерации
от 04.02.2009 N 03-03-07/3
В отличие от Европы и Америки, где электронные билеты - повсеместное явление, а бумажные их варианты постепенно выходят из употребления, в России данный вид сервиса появился лишь недавно и только набирает обороты. У электронного билета есть ряд преимуществ, например его нельзя потерять или забыть дома. Электронное оформление значительно упрощает процедуру бронирования и покупки авиабилетов, делает ее более доступной для широкой публики. Не выходя из дома или офиса, теперь можно через Интернет заказать и купить билет на международные рейсы многих авиакомпаний. Оформляются электронные билеты по традиционной схеме через трансагентства, кассы авиакомпаний, а также посредством сети Интернет. Пассажиры смогут сэкономить время и перестанут опасаться за сохранность документа, так как для посадки на рейс на стойке регистрации им необходимо будет предъявить только паспорт, данные которого будут сверены с электронной базой данных.
Часто случается так, что высокие технологии вступают в противоречие с требованиями законодательства. Однако электронные билеты - это не тот случай. Минфин и ФНС в своих разъяснениях неоднократно отмечали, что организации могут учесть расходы на приобретение электронных билетов. Кроме того, финансисты и налоговики не против и косвенного подтверждения данных расходов. И недавнее разъяснение Минфина - Письмо от 04.02.2009 N 03-03-07/3 очередное тому подтверждение.
Основываясь на требованиях ст. 252 НК РФ о необходимости документального подтверждения расходов, финансисты предлагают налогоплательщикам два варианта их подтверждения:
- с помощью маршрут/квитанции, оформленной на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности пассажирском билете, чека или другого документа, подтверждающего произведенную оплату перевозки, оформленного на утвержденном бланке строгой отчетности;
- расходы на приобретение работником электронного авиабилета также могут быть приняты в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, если данные расходы имеют косвенное подтверждение, то есть, в частности, при наличии документов, подтверждающих направление сотрудника в командировку, проживание за границей, и иных оправдательных документов, оформленных унифицированными формами первичной учетной документации и удостоверяющих факт пребывания работника в командировке, и распечатки электронного билета или посадочного талона с указанием реквизитов, позволяющих идентифицировать проезд работника в командировку (например, фамилии пассажира, маршрута, стоимости билета, даты полета).
Аналогичная позиция представлена в ряде разъяснений финансового ведомства (письма от 21.08.2008 N 03-03-06/1/476, от 27.12.2007 N 03-03-06/1/893, от 11.10.2007 N 03-03-06/1/717, от 07.09.2007 N 03-03-06/1/649, от 21.08.2007 N 03-03-06/1/596, от 17.07.2007 N 03-03-06/4/99, от 08.09.2006 N 03-03-04/1/660). Налоговики в данном вопросе солидарны с Минфином (см., например, письма УФНС по г. Москве от 27.08.2008 N 22-12/081206, от 07.07.2008 N 20-12/064113, от 27.12.2007 N 20-12/124839@).
Особенно хотелось бы отметить возможность подтверждения расходов на приобретение билетов в бездокументарной форме косвенными документами: распечаткой электронного билет и посадочным талоном. Как показывает практика - это самый распространенный вариант, когда на руках у командированного лица имеется только распечатка электронного билета. Имея эту распечатку и паспорт, человек регистрируется и получает посадочный талон. Именно этих документов (конечно же, при наличии иных документов, подтверждающих направление сотрудника в командировку) и документов, подтверждающих оплату данного билета, Минфин считает достаточно для подтверждения расходов на проезд сотрудников.
Действительно, согласно Приказу Минтранса РФ от 08.11.2006 N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации", которым утверждена форма электронного билета, маршрут/квитанция электронного билета включает, в частности, следующую информацию о перевозке пассажира и багажа:
- сведения о пассажире (для внутренних перевозок - фамилия, имя, отчество, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность; для международных перевозок - фамилия, другие сведения, предусмотренные международными нормами);
- наименование и (или) код перевозчика;
- номер рейса;
- дату отправления рейса;
- время отправления рейса;
- наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса;
- тариф;
- эквивалент тарифа (если применяется);
- итоговую стоимость перевозки;
- форму оплаты;
- наименование агентства/перевозчика, оформившего билет;
- уникальный номер электронного билета.
Маршрут/квитанция оформляется и выдается обязательно.
Согласно Приказу Минтранса РФ от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" при регистрации пассажиру выдается посадочный талон, в котором указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна. При необходимости в посадочном талоне дополнительно может отражаться другая информация (п. 84). На основании п. 90 данного документа посадка пассажира на борт воздушного судна производится при предъявлении пассажиром посадочного талона на соответствующий рейс.
Таким образом, эти два документа - распечатка электронного билета и посадочный талон содержат всю необходимую информацию о пассажире, маршруте, дате поездки, основываясь на них, можно с уверенностью сказать, что расходы на проезд сотрудника удовлетворяют требованиям ст. 252 НК РФ.
Вообще следует отметить, что не только Минфин в данном вопросе идет навстречу налогоплательщикам, но и авиакомпании, понимая важность наличия подтверждающих документов, идут навстречу своим клиентам, предлагая целый комплекс услуг в этой области: от повторной выдачи распечатки электронного билета до составления пакета документов для бухгалтерии. Всю информацию по данному вопросу можно узнать, зайдя на сайт авиакомпании. Причем не страшно, если вы не озаботились вопросом документального подтверждения заранее: авиакомпании могут составить комплект документов или предоставить недостающий документ после поездки. При этом повторное предоставление документов, как правило, является платной услугой. А вот экономическая обоснованность данных расходов уже стоит под вопросом.
Ю.А. Мельникова,
эксперт журнала
"Акты и комментарии для бухгалтера"
"Акты и комментарии для бухгалтера", N 6, март 2009 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"