Комментарий к Письмам Министерства финансов Российской Федерации
от 19.01.2009 N 03-01-15/1-12, от 21.01.2009 N 03-01-15/1-18,
от 22.01.2009 N 03-01-15/1-19
В письмах Минфина РФ от 19.01.2009 N 03-01-15/1-12, от 21.01.2009 N 03-01-15/1-18, от 22.01.2009 N 03-01-15/1-19 рассмотрены вопросы о применении ККТ организациями и индивидуальными предпринимателями, уплачивающими ЕНВД, а также о применении бланков строгой отчетности при оказании организациями и индивидуальными предпринимателями услуг населению в соответствии с Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359.
В силу п. 1 и 3 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) ККТ, включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, за исключением некоторых видов предпринимательской деятельности.
"Упрощенцы" и плательщики ЕНВД. Лица, применяющие специальные налоговые режимы, например "упрощенцы" и плательщики ЕНВД, в соответствии с п. 4 ст. 346.11 и п. 5 ст. 346.26 НК РФ не освобождаются от обязанности применения ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Об этом еще раз Минфин напоминает в письмах от 05.02.2009 N 03-01-15/1-48, от 22.01.2009 N 03-01-15/1-19.
При этом законодатели обещают освободить от применения ККТ плательщиков ЕНВД. Вышедшее Письмо Минэкономразвития РФ от 28.01.2009 N Д05-423 позволяет надеяться на это. В нем сказано, что с целью снижения затрат субъектов малого бизнеса Комиссией Правительства РФ по законопроектной деятельности поддержан принятый в первом чтении проект Федерального закона N 471693-4 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (принят Государственной думой в первом чтении 18.10.2007), положения которого предполагают освободить организации и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих ЕНВД, от обязанности применения ККТ.
Применение бланков строгой отчетности
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с Положением могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку. В Письме Минфина РФ от 21.01.2009 N 03-01-15/1-18 разъяснено, что принадлежность к услугам, оказываемым населению, определяется в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 *(1).
В Информационном письме Минфина РФ от 22.08.2008 "О порядке утверждения форм бланков строгой отчетности", а также в письмах от 21.01.2009 N 03-01-15/1-18, от 22.01.2009 N 03-01-15/1-19, от 15.12.2008 N 03-01-15/12-376, от 23.06.2008 N 03-01-15/8-239 сказано, что если иное не предусмотрено п. 5 и 6 Положения, то организация и индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги населению, при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны содержаться реквизиты, установленные п. 3 Положения. Утверждения формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в том числе Минфином, не требуется.
Перечень реквизитов, которые должен содержать БСО, приведен в п. 3 Положения. Пунктом 4 Положения предусмотрено, что бланк документа может изготавливаться не только типографским способом, но и формироваться с использованием автоматизированных систем.
При изготовлении бланка документа типографским способом нужно учесть, что проставление серии и номера на бланке осуществляется изготовителем бланков (п. 9 Положения). Согласно п. 4 Положения изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов.
В Письме Минфина РФ от 07.11.2008 N 03-01-15/11-353 разъяснено относительно возможности формирования бланка документа с использованием автоматизированных систем, что речь идет не о печатающем устройстве, а о системе, обеспечивающей защиту, фиксацию, хранение сведений о бланке документа, что соответствует требованиям, предъявляемым к ККТ в этой части, поэтому простой компьютер для формирования бланков строгой отчетности использован быть не может.
Сроки действия бланков строгой отчетности. В пункте 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 указаны сроки действия БСО, форма которых была утверждена до вступления в силу данного постановления. Например, формы БСО, утвержденные до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 31.03.2005 N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники", могли применяться до 01.12.2008, если иное не предусмотрено абз. 3 п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 N 359. Поэтому с 01.12.2008 для целей осуществления расчетов без применения ККТ не используются, например:
- форма N 3-Г "Счет", утвержденная Приказом Минфина РФ от 13.12.1993 N 121 в качестве документа строгой отчетности, заполняемого при оформлении оплаты проживания в гостинице (Письмо Минфина РФ от 19.01.2009 N 03-01-15/1-11);
- форма N БО-1, утвержденная Письмом Минфина РФ от 20.04.1995 N 16-00-30-33, применяемая при расчетах с населением за бытовые услуги (Письмо Минфина РФ от 26.01.2009 N 03-01-15/1-27);
- форма N 1-Г "Анкета", утвержденная Приказом Минфина РФ от 13.12.1993 N 121, применяемая в гостиницах (Письмо Минфина РФ от 19.01.2009 N 03-01-15/1-12).
Формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 N 171 до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 N 359, применяются всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими населению услуги тех видов, в отношении которых эти формы бланков утверждены. В Информационном письме Минфина РФ от 22.08.2008 уточнено, что к таким бланкам относятся, например:
- квитанция на получение страховой премии (взноса), утвержденная Приказом Минфина РФ от 20.06.2006 N 80н;
- квитанция на оплату услуг газификации и газоснабжения, утвержденная Приказом Минфина РФ от 09.02.2007 N 14н;
- туристская путевка, утвержденная Приказом Минфина РФ от 09.07.2007 N 60н;
- залоговый билет и сохранная квитанция, утвержденные Приказом Минфина РФ от 14.01.2008 N 3н;
- квитанция на оплату ветеринарных услуг, утвержденная Приказом Минфина РФ от 09.04.2008 N 39н.
Таким образом, из комментируемых писем следует, что лица, применяющие УСНО, а также плательщики ЕНВД не освобождаются от применения ККТ в соответствии с Федеральным законом N 54-ФЗ.
При осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт можно ККТ не применять, а выдавать бланк строгой отчетности, но только в случае оказания услуг населению. А принадлежность к таким услугам определяется в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93.
С 01.12.2008 при расчетах не применяются формы БСО, утвержденные до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 31.03.2005 N 171, в частности форма N 1-Г "Анкета".
О.В. Филимонова,
эксперт журнала "Акты и
комментарии для бухгалтера"
"Акты и комментарии для бухгалтера", N 6, март 2009 г.
--------------------------------------------------------------------------
*(1) Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"