Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 27.02.2023 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - проект постановления) разработан во исполнение поручений Президента Российской Федерации (пункт 2 перечня поручений по итогам заседания наблюдательного совета АСИ, встречи с лидерами техпроектов и компаний НТИ и посещения выставки "Конструкторское бюро АСИ", утвержденного Президентом Российской Федерации 25 октября 2019 г. N Пр-2199, подпункт "а" пункта 1 перечня поручений по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, утвержденного Президентом Российской Федерации 1 сентября 2022 г. N Пр-1553) о принятии дополнительных мер, направленных на обеспечение развития и поддержки технологических компаний при выводе их продукции на рынок, масштабировании производства и продаж их продукции, а также протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова от 1 ноября 2022 г. N АБ-П13-282пр по вопросу создания механизма финансирования высокотехнологичных проектов и направлен на усиление возможных мер поддержки прямого и венчурного инвестирования в России в сложившейся экономической ситуации, обусловленной введением ограничительных мер в отношении Российской Федерации.
В последние годы наблюдается увеличение отставания России по объему венчурных инвестиций от развитых стран, так по итогам 2021 года объем венчурных инвестиций в России составил 0,15% от ВВП, в то время как среднее значение данного показателя у таких стран, как Китай, Великобритания и США, составляет около 1,2%. Небольшой объем рынка венчурных и прямых инвестиций ограничивает конкуренцию в технологическом секторе экономики, что делает непривлекательным для инновационных компаний развитие в России. После введения ограничительных мер в отношении Российской Федерации значительная часть иностранного каптала стала недоступной для российских технологических компаний. При этом потребность традиционных отраслей промышленности в инновационных технологических решениях будет становится с каждым годом все более острой ввиду недоступности многих западных технологий, что ставит технологическое развитие и суверенитет России под угрозу. В сложившейся ситуации необходимо поддержать рынок венчурного и прямого финансирования инновационных проектов с целью содействия ускоренному внедрению и разработке перспективных технологий. Предлагаемый проект постановления позволит оказать ощутимую поддержку рынку прямых и венчурных инвестиций, так предусмотренный проектом постановления предельный совокупный объем средств, которые планируется направить на финансирование высокотехнологичных проектов (лимит программы), в 50 млрд рублей составляет около 30% от объема венчурных инвестиций в России в 2021 году. Своевременная реализация предлагаемых мер позволит сократить технологическое отставание России от развитых стран и создаст благоприятные условия для создания новых технологических компаний внутри страны.
Проект постановления предусматривает внесение изменений в Меморандум о финансовой политике государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2021 г. N 2208-р (далее - Меморандум).
Программой "Инвестиции в технологических лидеров" определяются подходы к осуществлению Корпорацией мероприятий по поддержке реализации инновационных проектов, обеспечивающих ускоренную разработку и внедрение перспективных технологий, устанавливаются условия и формы финансирования инновационных проектов, общие принципы определения допустимого уровня рисков и оценки эффективности финансирования инновационных проектов, а также мероприятия по осуществлению Корпорацией мер государственной поддержки инновационной деятельности.
Также программой "Инвестиции в технологических лидеров" определяются способы поддержки Корпорацией реализации инновационных проектов и устанавливается, что такая поддержка осуществляется с учетом высокой степени рискованности инновационной деятельности, которая может повлечь недостижение предполагаемых результатов инновационного проекта, потерю финансовых и иных ресурсов, вложенных в инновационный проект, а также снижение стоимости активов.
Инвестирование в инновационные проекты может осуществляться путем финансирования в целях осуществления поддержки реализации инновационных проектов одного или нескольких российских хозяйственных обществ (далее - инвестиционные компании), приобретения в целях осуществления поддержки реализации инновационных проектов паев паевых инвестиционных фондов, доверительное управление которыми осуществляется управляющей компанией, соответствующей критериям, установленным Программой, приобретения акций (долей) в уставном капитале российских хозяйственных обществ, не соответствующих условиям для вышеуказанных обществ, предоставления таким обществам в целях реализации инновационных проектов финансирования на возвратной основе в формах, предусмотренных Меморандумом (прямое участие ВЭБ.РФ).
Реализация предлагаемых изменений создаст условия для развития высокотехнологичных отраслей экономики за счет оказываемой Корпорацией и иными институтами развития поддержки инновационных проектов, реализуемых с участием частных инвесторов. Осуществление данных мероприятий является одним из важнейших элементов политики государства, направленной на достижение технологического лидерства и национального технологического суверенитета.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие проекта постановления не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.