Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об изменении некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросу предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выдаваемым в рамках поддержки производства высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения организациями оборонно-промышленного комплекса"
(подготовлен Минпромторгом России 01.03.2023 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об изменении некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросу предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выдаваемым в рамках поддержки производства высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения организациями оборонно-промышленного комплекса" (далее - проект постановления) разработан в соответствии с пунктом 1 поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантурова от 27 января 2023 г. N МД-П22-968 в целях совершенствования механизма государственной поддержки производства высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения организациями оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК).
Проект постановления вносит изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2018 г. N 459 "Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса в государственную корпорацию развития "ВЭБ.РФ" в целях компенсации недополученных доходов по кредитам, выдаваемым в рамках поддержки производства высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения организациями оборонно-промышленного комплекса" (далее - Правила предоставления субсидии ВЭБ.РФ) и в постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 26 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выдаваемым в рамках поддержки производства высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения организациями оборонно-промышленного комплекса" (далее - Правила предоставления субсидии РКО).
По итогам анализа правоприменительной практики, обусловившего необходимость изменения правового регулирования, выявлено следующее.
Проектом постановления скорректировано определение термина "организации оборонно-промышленного комплекса", содержащееся в Правилах предоставления субсидии ВЭБ.РФ и Правилах предоставления субсидии РКО. Согласно проекту постановления под организациями оборонно-промышленного комплекса понимаются организации, включенные в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, формируемый в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2004 г. N 96 "О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса" (далее - сводный реестр), которые являются подведомственными и находящимися в сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, а также относятся к следующим отраслям промышленности: промышленность обычных вооружений, промышленность боеприпасов и спецхимии, авиационная, судостроительная, и радиоэлектронная промышленности, или подведомственными и находящимися в сфере ведения Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", в том числе дочерние хозяйственные общества указанных организаций с долей участия организации оборонно-промышленного комплекса более 50 процентов.
Указанное ограничение установлено с целью обеспечения возможности льготного кредитования со стороны ВЭБ.РФ или РКО только для организаций ОПК непосредственно участвующих наряду с выпуском продукции военного назначения и в выпуске продукции гражданского и (или) двойного назначения. В соответствии с Методикой расчета показателей, касающихся доли высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в общем объеме продукции, выпускаемой организациями оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации (утверждена решением коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации от 18 апреля 2022 г. N ВПК-9р) указанные организации на регулярной основе отчитываются о выполнении показателей "доля высокотехнологичной продукции гражданского назначения в общем объеме продукции, выпускаемой организациями ОПК" и "доля высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в общем объеме продукции, выпускаемой организациями ОПК" с учетом необходимости безусловного достижения нормативных значений, установленных поручением Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N Пр-2346.
По результатам правоприменительной практики выявлена возможность различного толкования со стороны ВЭБ.РФ и РКО направлений расходования заемных средств в случае предоставления льготного кредитования на поддержку проектов организаций ОПК, связанных с организацией производства по выпуску высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения, в том числе посредством расширения, реконструкции, модернизации производственных мощностей. В частности, РКО неоднократно предлагались к рассмотрению в рамках отбора проекты, предусматривающие строительство производственных помещений.
Вместе с тем расходы на строительство относятся к капитальным вложениям, субсидирование которых осуществляется по иным статьям Бюджетного кодекса Российской Федерации, чем субсидирование ВЭБ.РФ и РКО.
В этой связи проектом постановления в Правилах предоставления субсидии ВЭБ.РФ и Правилах предоставления субсидии РКО дополнительно установлено определение организации производства по выпуску высокотехнологичной продукции, под которой понимается комплекс мероприятий, включающий расширение, реконструкцию, модернизацию производственных мощностей путем: приобретения (аренды, лизинга) технологического, измерительного и испытательного оборудования и технологической оснастки, необходимых для создания высокотехнологичной продукции; изготовления опытных образцов, макетов и стендов; выполнения монтажа оборудования и пусконаладочных работ.
В целях исключения противоречия между подпунктом "к" пункта 7 Правил предоставления субсидии РКО и пунктом 7.7 Типовой формы соглашения (договора) о предоставлении из федерального бюджета субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам, утвержденной приказом Минфина России от 30 ноября 2021 г. N 199н, который содержит положение о запрете расторжения соглашения о предоставлении субсидии получателем субсидии в одностороннем порядке, проектом постановления признается утратившим силу абзац второй подпункта "к" пункта 7 Правил предоставления субсидии РКО, предусматривающий возможность одностороннего расторжения соглашения о предоставлении субсидии на основании заявления кредитной организации (получателя субсидии).
Также Правила предоставления субсидии РКО приведены в соответствие с Общими требованиями к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1492.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, повлияет на достижение целей государственной программы Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса".
В проекте постановления требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения, отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.