Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 69 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(подготовлен Минздравом России 01.03.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 69 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение подпункта "в" пункта 8 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 26 января 2023 г. N Пр-144 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 15 декабря 2022 г., пункта 6 раздела XXXIV протокола заседания Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 г. N 40 в целях законодательного закрепления возможности допуска к медицинской деятельности лиц, обучающихся по образовательным программам подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры, на должностях врачей-стажеров по одной из специальностей укрупненной группы специальностей "Клиническая медицина".
В настоящее время сохраняется дефицит медицинских работников, который в соответствии с методиками, утвержденными Минздравом России и с учетом запланированных в территориальных программах государственных гарантий объемов медицинской помощи на 2022 год, составил 26 451 врачей и 58 268 специалистов со средним медицинским образованием.
Повышение кадрового потенциала сферы здравоохранения возможно путем привлечения к осуществлению медицинской деятельности лиц, обучающихся по образовательным программам подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры (далее также обучающиеся, ординаторы). Так, в соответствии с приложением N 6 к приказу Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. N 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования", в укрупненную группу специальностей 31.00.00. Клиническая медицина в настоящее время включено 78 специальностей.
В свою очередь сейчас в подведомственных Минздраву России образовательных организациях проходят обучение по образовательным программам высшего образования (уровень ординатуры) 41 605 ординаторов.
Законопроектом предлагается допускать к медицинской деятельности ординаторов на должностях врачей-стажеров. При этом полномочия по установлению порядка и условий такого допуска в соответствии с проектируемыми положениями предлагается закрепить за уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Стоит отметить, что среди действующих нормативных правовых актов должность врача-стажера предусмотрена Номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1183н. Однако в соответствии с требованиями приказа Минздрава России от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" (далее - приказ N 541н) на должность врача-стажера может назначаться только врач-специалист, имеющий перерыв в работе по специальности более 5 лет либо изменяющий профиль специальности, требующей специальной подготовки и квалификации, на период прохождения в установленном порядке профессиональной переподготовки с целью получения специальных знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной работы в должности врача-специалиста.
Вместе с тем обучающиеся уже получили высшее образование по одной из специальностей (например, по специальности педиатрия или лечебное дело), а также в большинстве прошли процедуру первичной аккредитации, в связи с чем обладают достаточной компетенцией для оказания медицинской помощи. Их допуск к профессиональной деятельности в качестве врачей-стажеров, кроме всего прочего, позволит получить опыт работы в практическом здравоохранении, что безусловно повысит уровень компетенции выпускников, освоивших образовательные программы, а также будет способствовать стабилизации кадровой ситуации в сфере здравоохранения.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который устанавливает порядок и условия допуска обучающихся к медицинской деятельности, является Минздрав России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608.
Во исполнение возложенных полномочий Минздрав России будет вправе закрепить правила допуска ординаторов к медицинской деятельности, в том числе:
закрепить порядок (процедуру) допуска к медицинской деятельности, включая порядок деятельности комиссии по допуску, порядок рассмотрения необходимых документов и оформления решения о допуске к медицинской деятельности по соответствующей специальности на должность врача-стажера;
установить условия, при которых обучающиеся могут быть допущены к медицинской деятельности (освоение образовательной программы в объеме не менее одного года, успешное прохождение промежуточной аттестации, соответствие уровня образования устанавливаемым требования);
предусмотреть функции врачей-специалистов, имеющих сертификат специалиста или прошедших аккредитацию специалиста по специальности, соответствующей программе подготовки кадров высшей квалификации по программе ординатуры по одной из специальностей 31.00.00. Клиническая медицина, по осуществлению руководства над врачами-стажерами, допускаемыми к медицинской деятельности;
предусмотреть возможность осуществления профессиональной деятельности врачей-стажеров при оказании первичной медико-санитарной помощи;
особенности осуществления практической подготовки обучающихся при выполнении ими трудовых обязанностей на должностях в медицинских организациях.
Таким образом, положения законопроекта направлены на осуществление мероприятий по снижению кадрового дефицита в отрасли здравоохранения для обеспечения оказания своевременной и качественной медицинской помощью населению Российской Федерации.
Наступление негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, не прогнозируется.
Предлагаемые законопроектом решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации и не противоречит законодательству Российской Федерации.
Законопроект содержит требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Издание федерального закона "О внесении изменения в статью 69 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета. Его реализация в случае принятия не повлечет изменения финансовых обязательств государства и дополнительных расходов, покрываемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.