Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен МВД России 02.03.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект N 1) подготовлен в целях реализации проекта федерального закона N 242428-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - законопроект N 2).
Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами ежегодно предоставляется более 65 миллионов государственных услуг в сфере миграции, из которых порядка 27 миллионов услуг оказывается иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее - иностранные граждане).
В то же время с 2020 года осуществляется планомерное расширение филиальной сети федерального государственного унитарного предприятия "Паспортно-визовый сервис" МВД России (далее - Предприятие). Предприятие представлено в 69 субъектах Российской Федерации, которыми ежегодно оказываются услуги в миграционной сфере: в 2020 году - 1,04 млн., в 2021 году - 3,3 млн. В 2022 году Предприятием оказано содействие в проведении дактилоскопической регистрации более 980 тыс. иностранных граждан, в выдаче 1,05 млн. патентов, оказано 122,9 тыс. консультативных услуг по получению государственных услуг в сфере миграции.
В этой связи законопроектом N 2 предполагается привлечение Предприятия и уполномоченной организации города федерального значения Москвы (далее - уполномоченная организация) к оказанию территориальным органам МВД России содействия в осуществлении полномочий по предоставлению государственных услуг в сфере миграции в части приема заявлений о выдаче виз, приглашений, разрешений на временное проживание, видов на жительство, разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности, заграничного паспорта гражданина Российской Федерации, в приеме заявлений о регистрации иностранного гражданина по месту жительства и уведомлений о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, а также к оказанию содействия в фотографировании заявителей и проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации.
С учетом массовости и социальной значимости предоставляемых иностранным гражданам государственных услуг в сфере миграции, в целях обеспечения надлежащего исполнения работниками Предприятия и уполномоченной организации своих служебных обязанностей в рамках оказания содействия при их предоставлении, законопроектом N 2 предусматриваются положения о том, что работники Предприятия и уполномоченной организации несут ответственность при оказании данного содействия как должностные лица.
В этой связи законопроектом N 1 в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) предлагается внести соответствующие составы административных правонарушений (статья 5.63.2 КоАП).
Объектом предлагаемого состава административного правонарушения являются отношения в сфере оказания содействия в осуществлении отдельных полномочий при предоставлении государственных услуг и исполнении функций в сфере миграции.
В частности, предлагается установить административное наказание за неисполнение либо ненадлежащее исполнение работниками Предприятия или уполномоченной организации в виде административного штрафа от одной тысячи до пяти тысяч рублей, в случае повторного совершения указанных правонарушений - административный штраф от пяти до десяти тысяч рублей либо дисквалификацию сроком на шесть месяцев, а в отношении руководителей Предприятия или уполномоченной организации - административный штраф от двадцати до тридцати тысяч рублей либо дисквалификацию сроком на шесть месяцев.
При определении размера санкций руководствовались положениями статьи 5.63 КоАП, предусматривающей ответственность работников многофункциональных центров за административные правонарушения при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Рассмотрение дел по указанным административным правонарушениям будет осуществляться судьями, начальниками территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместителями, заместителями начальников полиции (по охране общественного порядка), начальниками территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции, их заместителями, а также руководителями структурных подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России и их заместителями.
Законопроект N 1 не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые изменения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте N 1 отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, и обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Вступление в силу законопроекта N 1 предусмотрено одновременно с вступлением в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Реализация законопроекта N 1 не потребует дополнительного финансирования, в том числе из средств федерального бюджета, а также увеличения штатной численности органов внутренних дел Российской Федерации.
МВД России
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.