Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Федеральный закон "О национальной платежной системе"
(подготовлен Росфинмониторингом 03.03.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Федеральный закон "О национальной платежной системе" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю. Григоренко от 11 февраля 2022 г. N ДГ-П13-1933.
Законопроект направлен на установление порога проведения упрощенной идентификации при осуществлении перевода денежных средств по поручению клиента - физического лица без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также решает имеющуюся в настоящее время проблему, связанную с отсутствием в расчетных документах информации о плательщике (по операциям с использованием платежных карт) и информации о получателе денежных средств. Кроме того, законопроект направлен на приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с международными стандартами в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ), в том числе в части требований к информации, сопровождающей переводы денежных средств.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) перевод денежных средств по поручению физического лица без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, на сумму от 15 тыс. рублей и выше осуществляется при условии проведения упрощенной идентификации названного физического лица. При этом, максимальная сумма такого перевода с применением упрощенных мер по идентификации законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Вышеуказанное обстоятельство не отвечает международным стандартам в сфере ПОД/ФТ, предписывающим при совершении разовых операций на сумму, превышающую установленное пороговое значение, применение стандартных мер проверки клиента, а также создает дополнительные риски совершения непрозрачных операций в целях легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма (далее - ОД/ФТ).
При этом, в случае осуществления физическими лицами переводов денежных средств с использованием банковских счетов на любую сумму либо переводов с использованием персонифицированных электронных средств платежа на сумму, не превышающую 600 тыс. рублей, связанных с меньшими рисками отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, чем переводы без открытия банковского счета, идентификация в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ проводится в полном объеме.
В связи с изложенным пунктом 1 статьи 1 законопроекта в пункт 1 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ вносится изменение, устанавливающее максимальный порог проведения упрощенной идентификации при осуществлении перевода денежных средств по поручению клиента - физического лица без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, в размере 100 тыс. руб. либо аналогичной суммы в иностранной валюте. Корреспондирующие изменения по повышению суммы максимального остатка денежных средств на неперсонифицированном электронном средстве платежа (НЭСП) с 60 тыс. руб. до 100 тыс. руб. вносятся в Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".
Действующим российским законодательством не установлены требования, предписывающие финансовым учреждениям, обслуживающим отправителя перевода денежных средств, и транзитным финансовым учреждениям обеспечивать сопровождение соответствующих переводов, в том числе трансграничных, информацией о получателях, что упомянуто как недостаток в Отчете о взаимной оценке Российской Федерации в части технического соответствия международным стандартам в сфере ПОД/ФТ.
Поскольку законодательство Российской Федерации предоставляет возможность привлечения к проведению операций, в том числе путем оказания информационно-технологических услуг, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не являющихся кредитными или некредитными финансовыми организациями, такие лица, осуществляя свою деятельность, в дальнейшем не предоставляют информацию по платежам в кредитные организации, скрывая таким образом проведение незаконных операций, направленных в том числе на совершение мошеннических действий, торговли наркотиками, а также финансирование террористической, экстремистской деятельности и диверсионной деятельности.
Соответственно отсутствие у кредитной организации, обслуживающей отправителя, полноценной информации о получателе перевода денежных средств приводит к невозможности оперативного установления уполномоченным органом в сфере ПОД/ФТ конечного получателя денежных средств. Таким образом получение информации о контрагентах по операциям, являющимся предметом оперативно-розыскных мероприятий по преступлениям, в том числе террористической направленности, занимает значительный период времени, что в условиях стремительно меняющейся обстановки приводит к потере актуальности и ценности обозначенных сведений.
В соответствии с проектируемой редакцией статьи 7.2 Федерального закона N 115-ФЗ, при осуществлении переводов денежных средств, в том числе переводов электронных денежных средств и почтовых переводов, кредитная организация или организация федеральной почтовой связи, а также любые иные организации, участвующие в осуществлении обозначенных переводов, обязаны включить (либо проверить наличие) и обеспечить передачу в составе расчетных документов информации как о плательщике, так и о получателе денежных средств. При этом отсутствие такой информации приведет к возврату денежных средств плательщику, а в случае невозможности осуществить возврат (например, при переводах без открытия банковского счета) и при наличии подозрений о связи операции с ОД/ФТ - к направлению организацией, обслуживающей получателя денежных средств, сообщения о подозрительной операции в уполномоченный орган в сфере ПОД/ФТ.
Соответствующие корреспондирующие изменения о необходимости определения правилами платежной системы порядка сопровождения перевода денежных средств сведениями не только о плательщике, но и о получателе вносятся в статью 20 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.