Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минвостокразвития России 10.03.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам Восточного экономического форума 5-8 сентября 2022 г. от 19 октября 2022 г. N Пр-1991 (подпункт "б" пункта 1), поручения Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 25 октября 2022 г. N ММ-П47-18146 (пункт 2), поручений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутнева от 20 февраля 2023 г. N ЮТ-П47-2378 (пункт 1), от 22 февраля 2023 г. N ЮТ-П47-2482 (пункт 2) по вопросу обеспечения внесения в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на установление в Дальневосточном федеральном округе (далее также - ДФО) специального режима, предусматривающего создание наиболее благоприятных условий для реализации совместно с партнерами из дружественных стран проектов по производству конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью и высокотехнологичных проектов.
В целях определения правого режима, стимулирующего привлечение иностранных инвестиций, создание высокотехнологичных производств, проведен анализ мировой практики функционирования международных экономических зон (Китайско-Белорусский индустриальный парк "Великий Камень", Китайско-Сингапурский индустриальный парк Сучжоу). Также были проанализированы преференциальные режимы, действующие в Российской Федерации, в том числе режим территорий опережающего развития (далее - ТОР).
Режим ТОР является одним из наиболее востребованных преференциальных режимов в Российской Федерации. В рамках режима ТОР инвесторам предоставляется широкий перечень мер государственной поддержки (налоговые льготы, упрощенное предоставление земельных участков, обеспечение инфраструктурой, таможенные преференции и др.).
Вместе с тем, для достижения целей, обозначенных в вышеуказанных поручениях, представляется целесообразным внести в законодательство Российской Федерации изменения, направленные на совершенствование режима ТОР.
Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего развития в Российской Федерации", которые устанавливают правовые основы создания особого вида территории опережающего развития - международной территории опережающего развития (далее - МТОР), закрепляют цели создания МТОР, определяют порядок ее создания и функционирования, а также требования, предъявляемые к резидентам МТОР и инвестиционным проектам, реализуемым резидентами на МТОР.
Создание МТОР возможно на территории Дальневосточного федерального округа одним из двух способов: 1) по решению Правительства Российской Федерации, принятому во исполнение поручения Президента Российской Федерации, или 2) на основании международного договора Российской Федерации.
Площадь МТОР не может превышать 20 квадратных километров, что является достаточным для размещения 10 - 20 промышленных комплексов по производству высокотехнологичной продукции. МТОР может создаваться в том числе в границах уже существующей территории опережающего развития.
В рамках МТОР возможно применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны, если иное не установлено актом Правительства Российской Федерации о создании МТОР.
В соответствии с законопроектом, функции по управлению МТОР могут быть возложены Правительством Российской Федерации как на акционерное общество "Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики" (АО "КРДВ"), которое в настоящее время определено Правительством Российской Федерации в целях осуществления функций по управлению территориями опережающего развития на территории Дальневосточного федерального округа, так и на иную управляющую компанию, в том числе с участием АО "КРДВ" и (или) с иностранным участием.
Резидентом МТОР может стать новое российское юридическое лицо, при этом не ограничивается участие в нем иностранных юридических и физических лиц, что позволяет привлекать капитал иностранных инвесторов из дружественных стран для реализации инвестиционных проектов на МТОР.
Для получения мер государственной поддержки резидент МТОР должен реализовать инвестиционный проект, который предусматривает:
- выпуск высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации;
- осуществление капитальных вложений в объеме не менее 500 миллионов рублей.
В целях обеспечения защиты резидентов МТОР от санкций и других подобных ограничений предусматривается возможность закрытия публичного доступа к информации о резиденте МТОР. Во исполнение соответствующих положений законопроекта будут подготовлены изменения в акты Правительства Российской Федерации, определяющие порядок ограничения сведений о юридических лицах.
В целях создания условий, обеспечивающих возможность функционирования на МТОР иностранных кредитных организаций, осуществляющих финансирование реализуемых на МТОР инвестиционных проектов, законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности", предусматривающие наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по установлению особенностей регулирования банковской деятельности, осуществляемой на территории МТОР.
В целях создания благоприятных условий для привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов в области промышленности и технологий для реализации инвестиционных проектов на МТОР законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", предусматривающие возможность признания иностранных граждан, привлекаемых к работе резидентами МТОР, высококвалифицированными специалистами (без требований к размеру заработной платы).
Законопроектом в целях повышения конкурентных преимуществ высокотехнологичной продукции, производимой резидентами МТОР, предлагается внести изменения в статью 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", устанавливающие возможность при проведении государственных закупок отдельных видов высокотехнологичных товаров осуществлять закупку у резидента МТОР как единственного поставщика.
В целях снижения административной нагрузки на резидентов МТОР, связанной с предоставлением отчетности по внешнеэкономической деятельности, упрощения финансирования инвестиционных проектов законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", устанавливающие, что на резидентов МТОР не распространяются положения законодательства о валютном контроле.
Для резидентов МТОР также предлагается установить налоговые преференции, аналогичные действующим для налогоплательщиков, зарегистрированных на территории Курильских островов: освобождение сроком на 20 лет от обязанностей уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, транспортного и земельного налогов, а также предоставить возможность применения единых пониженных тарифов страховых взносов в размере 7,6% в течение 20 лет.
Принятие законопроекта позволит создать благоприятные условия для реализации совместно с иностранными партнерами проектов по производству конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью и высокотехнологичных проектов, что создаст предпосылки для ускоренного развития ДФО.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), виды государственного контроля (надзора), виды разрешительной деятельности и предполагаемая ответственность за нарушение обязательных требований.
В целях принятия нормативных правовых актов, необходимых для реализации законопроекта, вступление в силу соответствующего Федерального закона предусматривается по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Принятие законопроекта положительно повлияет на достижение целей государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 308.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и иным международным договорам Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.