Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2021 г. N 620."
(подготовлен Минпромторгом России 23.03.2023 г.)
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2021 г. N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 620) предусмотрена возможность применения индивидуального подхода к формированию лотов медицинских изделий, лот формируется в зависимости от объема выделяемых заказчиком денежных средств на закупку конкретного вида медицинских изделий. Соответствующий подход предназначен для обеспечения возможности участия в закупках организациям, производящим узкую номенклатуру медицинских изделий, без причинения ущерба организациям-заказчикам и иным производителям, и при этом обеспечивает конкурентную возможность участия в торгах большему количеству отечественных производителей конкретных видов медицинских изделий, а также балансирует потребности каждого лечебно-профилактического учреждения в медицинских изделиях с производимыми на них затратами.
Анализ правоприменительной практики показал, что в некоторых конкретных случаях положения Постановления N 620 привели к нежелательному увеличению общего количества закупочных процедур при осуществлении медицинскими организациями закупок медицинских изделий.
Минпромторгом России в целях повышения эффективности функционирования контрактной системы и оптимизации процессов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, объектов, а также в целях соблюдения баланса интересов между системой здравоохранения и производителями медицинских изделий, при сохранении поддержки отечественных производителей медицинских изделий, производящих только отдельный вид продукции, разработан проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2021 г. N 620" (далее - проект постановления).
Проект постановления предполагает, что требование пункта 1 Постановления N 620 не распространяется на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) в следующих случаях:
при закупках медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) по контрактам жизненного цикла, заключаемым в случаях, установленных Правительством Российской Федерации;
при закупках медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) с расходными материалами, которые совместимы с данными медицинскими изделиями;
при определении поставщика медицинских изделий, с которым заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со статьей 111.4 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно статье 111.4 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на основании акта высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации может проводиться конкурс на заключение государственного контракта на поставку товара, предусматривающего встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства такого товара на территории субъекта Российской Федерации.
Стимулированию разработок дорогостоящих и инновационных лекарственных препаратов способствует, в том числе, заключение долгосрочных государственных контрактов на поставку медицинских изделий для государственных нужд.
Контракты со встречными инвестиционными обязательствами (далее - офсетные контракты) могут предусматривать производство широкой номенклатуры товаров, включая медицинские изделия в рамках исполнения поставщиками (исполнителями) встречных инвестиционных обязательств.
Указанный механизм позволяет обеспечить стабильность поставок отдельной номенклатуры лекарственных препаратов и медицинских изделий, а также повышение эффективности расходования бюджетных средств и обеспечение национальной лекарственной безопасности в рамках соответствующей номенклатуры.
Например, в г. Москве в 2019 году заключен офсетный контракт на поставку медицинских изделий для стомированных пациентов в котором содержится 44 наименования медицинских изделий.
Отмечаем, что при заключении каждого офсетного контракта предусматриваются обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства. При этом медицинские изделия могут производиться на одной производственной площадке. Учитывая сказанное, в случае требования заключения офсетного контракта на каждый отдельный вид медицинского изделия возникает и требование к необходимости исполнения инвестиционных обязательств по созданию (и(или) модернизации) отдельных производственных площадок под каждое такое медицинское изделие, что не представляется экономически обоснованным.
Аналогичные замечания представлены письмом Мэра Москвы С.С. Собянина от 6 февраля 2023 г. N 4-14-165/23, как обоснование для исключения действия пункта 1 Постановления N 620 в отношении офсетных контрактов на медицинские изделия.
Учитывая указанное отмечаем, что заключение отдельных контрактов со встречными инвестиционными обязательствами не представляется целесообразным, как и сохранение ограничений Постановления N 620 в отношении таких контрактов.
Таким образом, проект постановления предполагает, что механизм монолота не распространяется на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) в том числе в случае определения поставщика медицинских изделий,с которым заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со статьей 111.4 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Указанное положение сформировано в том числе по аналогии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", действующим в отношении лекарственных средств.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, направленно на формирование технологического и производственного потенциала медицинской промышленности, а также на обеспечение безопасности Российской Федерации, в том числе путем решения задачи по расширению производства медицинских изделий для достижения целей государственной программы Российской Федерации по "Развитию фармацевтической и медицинской промышленности".
В проекте постановления требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения, отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.