Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минтрудом России 24.03.2023 г.)
Статьей 16 Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 236-ФЗ) работникам Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, его территориальных органов и обособленных подразделений (далее соответственно - Фонд, работники Фонда) в целях их социальной защищенности и в порядке компенсации ограничений и запретов, установленных трудовым законодательством и законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, предоставлено право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период трудовой деятельности в Фонде, территориальных органах Фонда, обособленных подразделениях Фонда в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В целях реализации указанного права работников Фонда был разработан проект постановления Правительства Российской Федерации "О предоставлении работникам Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, его территориальных органов и обособленных подразделений единовременной субсидии на приобретение жилого помещения", предусматривающий, что финансовое обеспечение расходных обязательств на предоставление работникам Фонда единовременной субсидии на приобретение жилого помещения осуществляется за счет бюджета Фонда.
В настоящее время пунктом 36 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц сумм выплат на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленных за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Согласно положениям статьи 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетную систему Российской Федерации наряду с федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами также входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
В этой связи в целях установления единообразного подхода к вопросу налогообложения сумм выплат на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленных за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, проектом федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" предлагается освободить от обложения налогом на доходы физических лиц сумм указанных выплат, предоставляемых за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Одновременно следует отметить, что согласно положениям пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации производимые плательщиками страховых взносов в рамках трудовых отношений выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, являются объектом обложения страховыми взносами.
При этом положениями пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных в том числе с выполнением лицом трудовых обязанностей, а также суммы, выплачиваемые плательщиками своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения.
Принимая во внимание компенсационный характер единовременной субсидии, установленной частью 1 статьи 16 Федерального закона N 236-ФЗ, а также ее целевое назначение, проектом федерального закона предлагается освобождение от обложения страховыми взносами выплат на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленных за счет средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Проведение анализа правоприменительной практики не требуется.
В проекте федерального закона отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Предлагаемые в проекте федерального закона решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.