Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 28.03.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 1 плана мероприятий ("дорожной карты") по внесению в нормативные правовые акты изменений, направленных на сокращение форм отчетности субъектов малого предпринимательства, утвержденного Первым Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Белоусовым А.Р. 25 февраля 2022 г. N 1798п-П13.
Правовое регулирование, предусмотренное законопроектом, направлено на реализацию перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам форума Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России", утвержденного Президентом Российской Федерации от 12 ноября 2018 г. N Пр-2094 (подпункт "в" пункта 1), предусматривающего создание правовой базы для внедрения технологических подходов, обеспечивающих сокращение отчетной нагрузки на респондентов, относящихся к субъектам малого предпринимательства.
Также новое правовое регулирование в совокупности с предусматриваемыми механизмами использования государственной информационной системы "Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных" (далее - ЦАП) позволит обеспечить реализацию пункта 10 перечня поручений по итогам совещания по вопросам создания и функционирования единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех" от 1 декабря 2022 г. N ДЧ-П10-20615, предусматривающего многократное повторное использование статистических данных, унификацию запросов исходных данных в том числе в целях снижения административной нагрузки по предоставлению соответствующей отчетности респондентами (далее - поручение Чернышенко Д.Н.).
Проведенная в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2021 г. N АБ-П13-1261 инвентаризация форм и видов отчетности подтвердила значительную отчетную нагрузку на малое предпринимательство: из почти 2,5 тыс. регулярных форм отчетности более 1 тыс. приходится на малый бизнес.
Сложные и трудоемкие формы, предоставляемые в различные ведомства, требуют от предпринимателей существенных трудовых и финансовых затрат на их заполнение. Также сохраняется весомый блок бумажной отчетности, отсутствует единая точка предоставления данных, что в комплексе существенно влияет и на качество первичной информации.
Данные по менее 20% форм собираются и обрабатываются в соответствии с официальной статистической методологией, с использованием автоматизированных информационных систем и официально публикуются в Единой межведомственной информационно-статистической системе для общественного доступа.
Основную отчетную нагрузку создает ведомственная отчетность, которая в большинстве случаев собирается бессистемно, а методология ее сбора утверждается в редких случаях. Единый механизм управления такой отчетностью полностью отсутствует. Соответственно в силу непрозрачности подходов к сбору, обработке и публикации данных полностью нивелируется работа по устранению дублирования и упрощению механизмов подачи такой отчетности.
С учетом того, что само по себе сокращение числа форм федерального статистического наблюдения не гарантирует сокращение отчетной нагрузки, законопроектом предлагается перейти к качественно новому порядку сбора первичных статистических данных - на основании перечня первичных статистических показателей, утверждаемого Правительством Российской Федерации. Законопроектом также устанавливается запрет сбора иной отчетности, не предусмотренной упомянутым перечнем, за исключением сбора такой отчетности и (или) иной информации, входящей в состав административных данных в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 282-ФЗ). Данные нормы предлагается закрепить в статье 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ).
Новый порядок сбора предполагает, что субъекты малого бизнеса будут предоставлять статистическую отчетность не по формам, а по исчерпывающему перечню показателей. Указанный подход поддержан объединениями бизнеса (Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Общероссийская общественная организация "Деловая Россия") и одобрен на заседании Общественного совета при Росстате.
Перечень показателей сформирован Росстатом на основании сведений, полученных в рамках инвентаризации, и предложений федеральных органов исполнительной власти, представителей бизнеса с учетом следующих критериев: устранение дублирования, универсальность показателя для максимального числа видов экономической деятельности, использование показателя для контроля исполнения документов стратегического планирования, значимость вклада субъектов малого предпринимательства в расчет значения показателя, а также максимальное исключение ежемесячной отчетности.
Перечень не содержит показателей, официальную статистическую информацию по которым возможно сформировать с использованием административных данных.
В связи с упомянутым выше проектируемым запретом сбора иной отчетности и (или) информации, законопроектом предусматривается возможность предоставления первичных статистических данных субъектами официального статистического учета друг другу в целях формирования официальной статистической информации, а при наличии согласия респондента - в целях осуществления установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий (функций) федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также иных органов и организаций. Это позволит обеспечить однократность сбора первичных статистических данных и их неоднократное использование (в рамках поручения Чернышенко Д.Н.), а также компенсировать выпадающую потребность органов власти в данных, которая возникнет после вступления в силу норм о запрете сбора отчетности.
В настоящее время в перечне 262 показателя, не более чем по 50 из которых респонденту необходимо представить первичные статистические данные (18 общеэкономических и до 30 отраслевых показателей). Основная часть показателей сформированного перечня имеет годовую периодичность. Предоставлять первичные статистические данные по перечню показателей подавляющее большинство субъектов малого бизнеса будут не более четырех раз в год.
Перечень показателей предусмотрен для целей федерального статистического наблюдения и утверждается постановлением Правительства Российской Федерации вместе с порядком его ведения. Введение в перечень и сбор новых показателей отчетности будут возможны только после официального внесения изменений в нормативный правовой акт с учетом обоснованности и отсутствия дублирования при условии согласования указанных изменений с представителями бизнес-сообщества.
В целях упрощения взаимодействия с респондентом законопроектом предусматривается установить формат единой точки сбора отчетности через личный кабинет респондента, доступ к которому может быть предоставлен в том числе через ЕПГУ и портал МСП.
Личный кабинет респондента позволит создать единый, прозрачный механизм управления отчетностью, автоматизировать ее сбор и обработку. В личном кабинете планируется предусмотреть возможность уведомления респондента о проведении в отношении него федерального статистического наблюдения, предзаполнения данных по показателям, краткие интерактивные подсказки, что позволит сократить время заполнения статистической отчетности респондентом - субъектом малого бизнеса до нескольких часов в год.
При предоставлении отчетности через личный кабинет респондент будет иметь возможность использовать неквалифицированную электронную подпись физического лица.
Также законопроектом предусматривается утверждение Правительством Российской Федерации порядка использования сведений Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства при формировании перечней респондентов для целей официального статистического учета.
Обозначенное регулирование подлежит закреплению в Федеральном законе N 209-ФЗ, статьей 5 которого предусмотрен особый порядок проведения федеральных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.
Наряду с изложенным, корреспондирующие изменения также подлежат внесению в Федеральный закон N 282-ФЗ, устанавливающий правовые основы осуществления официального статистического учета в стране. Законопроектом предусмотрено закрепление ведущей роли ЦАП в информационном обеспечении официального статистического учета.
Посредством данной информационной системы предполагается осуществлять ведение упомянутого выше личного кабинета респондента, также единого реестра форм и статистических показателей, единого реестра респондентов - справочных информационных ресурсов, позволяющих систематизировать и упорядочить ведение официального статистического учета.
Статьей 3 законопроекта предусмотрен особый порядок вступления в силу - с 1 января 2024 года. Данная отлагательная норма необходима для обеспечения возможности функционирования ЦАП с учетом функционала, предусмотренного законопроектом. Ввод в эксплуатацию данной информационной системы согласно абзацу второму пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 956 "О государственной информационной системе "Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных" запланирован на 1 сентября 2023 года. Промежуточный срок между вводом ЦАП в эксплуатацию и вступлением в силу законопроекта призван обеспечить всем участникам рассматриваемых общественных отношений период для адаптации к новому правовому регулированию и механизмам информационного взаимодействия.
Кроме того, особый срок вступления в силу предусмотрен для абзаца третьего подпункта "а" пункта 7 статьи 2 законопроекта - по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования. Проектируемые в указанной структурной единице правовые нормы закрепляют возможность уведомления респондентов о проведении федеральных статистических наблюдений с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Отлагательный срок вступления в силу данных норм необходим для реализации соответствующего функционала на "Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций)".
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация законопроекта не повлечет негативных последствий для целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не оказывает влияния на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и его реализация не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Проектов федеральных законов (федеральных законов), аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
_____________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.