Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение об особенностях оценки соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения"
(подготовлен Ростехнадзором 29.03.2023 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение об особенностях оценки соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения" (далее - проект постановления) подготовлен в целях выполнения подпункта "ф" пункта 13 Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2018 N 585.
Проектом постановления вносятся изменения в Положение об особенностях оценки соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2016 г. N 544 (далее - Положение), направленные на изменение порядка проведения некоторых форм оценок соответствия и снижение административной нагрузки на хозяйствующие субъекты при проведении оценки соответствия продукции.
Проектом постановления предусмотрено, в том числе исключение из понятия "техническая документация" документов по стандартизации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 162-ФЗ) документы по стандартизации представляют собой документы, в которых для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается Федеральным законом N 162-ФЗ. В этой связи документы по стандартизации представляют собой самостоятельный вид документов, в которых устанавливаются требования к продукции.
Проектом постановления предусматривается внесение изменений в пункт 16 Положения в части исключения согласования решения о применении импортной продукции федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области использования атомной энергии (далее - ФОИВ). При этом предлагается заменить согласование ФОИВом утвержденных эксплуатирующей организацией решений о применении импортной продукции на предоставление доступа ФОИВу к реестру решений о применении импортной продукции на объекте использования атомной энергии и правом ФОИВа запрашивать копии решений о применении импортной продукции на объекте использования атомной энергии у эксплуатирующей организации.
Также проектом постановления предусмотрено внесение изменений в пункт 17 Положения в части исключения полномочия ФОИВ по регистрации продукции и передачи такого полномочия эксплуатирующей организации.
ФОИВ при согласовании решения о применении импортной продукции и регистрации продукции становится участником процесса поставки продукции (оборудования, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий) на объекты использования атомной энергии. Вместе с тем ФОИВ осуществляет функции федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.
В этой связи проектом постановления также предлагается внести изменения в пункт 9 Положения в части исключения ФОИВа из числа участников работ по оценке соответствия.
Проектом постановления предусмотрено исключение из Положения федерального государственного надзора в области использования атомной энергии как формы оценки соответствия. В соответствии с частью четвертой статьи 57 Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" внесено изменение в абзац второй пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", в соответствии с которым государственный контроль (надзор), как форма оценки соответствия, исключен.
Более того в соответствии с частью первой статьи 24.1 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" под федеральным государственным надзором в области использования атомной энергии понимаются деятельность ФОИВа, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений осуществляющими деятельность в области использования атомной энергии юридическими лицами. Таким образом, федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии является одной из функции ФОИВа и не может рассматриваться как одна из форм оценок соответствия.
Проектом постановления предусмотрено внесение изменений в пункт 20 Положения, в соответствии которыми оценку соответствия в форме экспертизы технической документации проводят организации, отнесенные в установленном Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" порядке к экспертным организациям. Соответствующие корреспондирующие изменения внесены и в определение понятия "экспертная организация", содержащееся в пункте 2 Положения.
Принятие и реализация проекта постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проект постановления не устанавливает ранее не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации обязанностей, запретов или ограничений для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не вводит новые виды государственного контроля (надзора) и новые виды разрешительной деятельности, не содержит норм, вводящих дополнительные и пересматривающих действующие виды ответственности за нарушение требований в области использования атомной энергии.
Проект постановления не устанавливает требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация положений Проекта постановления не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предлагаемые Проектом постановления решения не окажут влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие проекта постановления не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета. Реализация полномочий, предусмотренных проектом постановления, будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных таким органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.