Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы"
(подготовлен Минюстом России 30.03.2023 г.)
В соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики" до 1 января 2023 г. сроки принятия наследства, которые истекли после 24 февраля 2022 г., не считаются пропущенными и не требуют восстановления в судебном порядке, если последнее место жительства наследодателя находилось на территории Донецкой Народной Республики.
Аналогичные положения содержатся в федеральных конституционных законах о принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и образовании в ее составе соответствующих новых субъектов.
Согласно статье 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В случае отсутствия объективной возможности принять наследство в установленном порядке в шестимесячный срок законодателем предусмотрены механизмы фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ) и принятия наследства путем восстановления пропущенного срока (пункт 1 статьи 1155 ГК РФ).
Фактическое принятие наследства представляет собой совершение наследником предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу (пункт 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании") (далее - постановление Пленума).
На сегодняшний день реализация наследниками действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом на части территорий новых субъектов Российской Федерации невозможна или затруднена.
По вышеуказанной причине не представляется возможным применение механизма восстановления срока для принятия наследства. Так, согласно пункту 40 постановления Пленума споры, связанные с восстановлением срока для принятия наследства и признанием наследника принявшим наследство, рассматриваются в порядке искового производства с привлечением в качестве ответчиков наследников, приобретших наследство (при наследовании выморочного имущества - Российской Федерации либо муниципального образования, субъекта Российской Федерации), независимо от получения ими свидетельства о праве на наследство.
В соответствии со статьей 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 3 постановления Пленума иски с требованиями, возникшими из наследственных правоотношений, подаются в суд по месту жительства ответчика-гражданина или по месту нахождения ответчика-организации.
На основании изложенного проектом федерального конституционного закона "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы" (далее - законопроект) предлагается продлить на один год (до 1 января 2024 г.) срок, до окончания которого сроки принятия наследства, которые истекли после 24 февраля 2022 г., не считаются пропущенными и не требуют восстановления в судебном порядке, если последнее место жительства наследодателя находилось на территории одного из новых субъектов Российской Федерации.
В этой связи законопроектом вносятся соответствующие изменения в часть 5 статьи 12 федеральных конституционных законов от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", от 4 октября 2022 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", от 4 октября 2022 г. N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", от 4 октября 2022 г. N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области".
Законопроект соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.