Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства транспорта РФ "О внесении изменений в состав сведений, указанных в части 3 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", и порядок оформления или формирования путевого листа, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2022 г. N 390"
(подготовлен Минтрансом России 30.03.2023 г.)
1. Общие характеристики проекта акта
Проект приказа Минтранса России "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2022 г. N 390 "Об утверждении состава сведений, указанных в части 3 статьи 6 федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", и порядка оформления или формирования путевого листа" (далее - проект приказа) разработан в связи с принятием:
Федерального закона от 29 декабря 2022 г. N 629-ФЗ "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статью 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 629-ФЗ);
Федерального закона от 29 декабря 2022 г. N 580-ФЗ "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 580-ФЗ).
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
Необходимость введения правового регулирования вызвана положениями:
Федерального закона N 629-ФЗ;
Федерального закона N 580-ФЗ.
3. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
В соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 1 Федерального закона N 629-ФЗ допускается проведение предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, медицинских осмотров в течение рабочего дня (смены) с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья. При этом требования к обеспечению возможности формирования соответствующих реквизитов путевых листов, в том числе в форме электронного документа, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 1 Федерального закона N 629-ФЗ). Кроме того, Федеральным законом N 629-ФЗ вводится медицинские осмотры, проводимые в течение рабочего дня (смены) по решению работодателя.
Таким образом, приказ Минтранса России от 28 сентября 2022 г. N 390 "Об утверждении состава сведений, указанных в части 3 статьи 6 федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - приказ Минтранса России N 390), и порядка оформления или формирования путевого листа" подлежит дополнению положениями, предусматривающими возможность оформления или формирования путевых листов с новыми реквизитами.
В случае проведения предсменного, предрейсового, послесменного, послерейсового медицинских осмотров, медицинского осмотра, проводимого в течение рабочего дня (смены), с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья, отдельные реквизиты путевого листа должны быть сформированы согласно требованиям, утвержденным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 12 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 33 Федерального закона N 580-ФЗ перевозчиком легковым такси является, в том числе физическое лицо, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. При этом, перевозчик легковым такси, в том числе указанное физическое лицо, обязан обеспечивать оформление путевого листа.
В этой связи в целях обеспечения возможности оформления путевых листов физическими лицами, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси реквизитный состав сведений, установленный приказом Минтранса России N 390, подлежит дополнению указанными физическими лицами.
Таким образом, во избежание пробела в правовом регулировании к моменту вступления в силу Федерального закона N 580-ФЗ и Федерального закона N 629-ФЗ должен быть принят соответствующий акт Минтранса России.
При отсутствии такого акта возникают риски:
недостатка информации для рационального выбора и принятия решений участниками общественных отношений, вследствие которого возможно недобросовестное поведение более информированных участников общественных отношений, негативные изменения рыночных условий, в том числе рост недобросовестной конкуренции, неэффективное распределение ресурсов;
невозможности оформления путевых листов физическими лицами, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Анализ практики применения обязательных требований, установленных приказом Минтранса России N 390, показал необходимость изменения отдельных положений в связи с неадекватностью толкования его отдельных положений, а также противоречий с нормативным правовым актом Минздрава России равной юридической силы, предъявляющим в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования.
В связи с этим:
вид и состав отметки медицинских работников, проводивших медицинский осмотр водителя, проставляемых в путевых листах, будут конкретизированы нормативным правовым актом Минздрава России;
вид электронной подписи медицинского работника приведен в соответствие с положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
4. Прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются эти решения либо к сфере реализации которой они относятся, или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации
Принятие проекта приказа не приведет к увеличению расходов федерального бюджета, направлено на снижение рисков при принятии решений об инвестициях со стороны государства и организаций с государственным участием, не влияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
5. Оценка эффективности предлагаемых решений
Принятие проекта приказа будет способствовать повышению безопасности перевозок, минимизирует риски причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, причинения экономического ущерба при возникновении дорожно-транспортных происшествий.
6. Соответствие предлагаемых решений положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
7. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Принятие проекта приказа не влечет за собой:
изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов; сокращение доходной части соответствующих бюджетов.
8. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
Проектом постановления устанавливаются обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) и привлечения к административной ответственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.