Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о предоставлении Правительству Республики Беларусь государственного экспортного кредита для строительства атомной электростанции на территории Республики Беларусь от 25 ноября 2011 г."
(подготовлен Минфином России 03.04.2023 г.)
В соответствии с российско-белорусским межправительственным Соглашением от 25 ноября 2011 г. (далее - Соглашение) Правительству Республики Беларусь предоставлен государственный экспортный кредит (далее - Кредит) в объеме до 10 млрд. долл. США на финансирование поставок товаров, работ, услуг в целях строительства двух энергоблоков атомной электростанции на территории Республики Беларусь. По состоянию на 15 марта 2023 г. использовано средств Кредита на сумму 5,28 млрд. долл. США. Просроченные обязательства белорусской стороны по Соглашению отсутствуют.
Протоколом от 14 июля 2020 г. о внесении изменений в Соглашение срок использования Кредита продлевался на 2 года (до конца 2022 года), а также была перенесена дата начала погашения основного долга по Кредиту с 1 апреля 2021 г. на 1 апреля 2023 г. Кроме того, "смешанная" процентная ставка по Кредиту была заменена на фиксированную процентную ставку в размере 3,3% годовых.
В сентябре 2022 года Премьер-министр Республики Беларусь Р.А. Головченко обратился в Правительство Российской Федерации с просьбой о продлении периода использования Кредита до 31 декабря 2023 г. и переносе срока его погашения на один год (поручение Правительства Российской Федерации от 11 октября 2022 г. N АО-П13-17162).
По информации ГК "Росатом", с февраля 2022 года график выполнения работ по вводу в эксплуатацию блока N 2 АЭС претерпел изменения, главным образом,
из-за действий белорусских субподрядчиков, вследствие чего прогнозный срок ввода АЭС в эксплуатацию переносится на август 2023 года (около 90% проекта реализовано). По оценке ГК "Росатом", общий объем использования Кредита составит около 5,36 млрд. долл. США, в том числе в 2023 году - около 100 млн. долл. США.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2023 г. N 464-р "О подписании Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о предоставлении Правительству Республики Беларусь государственного экспортного кредита для строительства атомной электростанции на территории Республики Беларусь от 25 ноября 2011 г." 2 марта 2023 г. в г. Москве и 3 марта 2023 г. в г. Минске подписан Протокол о внесении изменений в Соглашение (далее - Протокол), предусматривающий следующее:
- продление периода использования Кредита на 1 год (до конца 2023 года);
- перенос даты начала погашения основного долга по Кредиту с 1 апреля 2023 г. на 1 апреля 2024 г.;
- осуществление платежей в погашение задолженности Белоруссии перед Российской Федерацией по Соглашению исключительно в российских рублях, принимая во внимания имеющиеся в отношении России финансовые ограничения по получению денежных средств в долларах США и евро.
Необходимые бюджетные ассигнования на предоставление Кредита Белоруссии в 2023 году предусмотрены Программой предоставления государственных финансовых и экспортных кредитов на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной Федеральным законом от 5 декабря 2022 г. N 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".
Протокол содержит положение о временном применении с целью возможности оперативного возобновления финансирования проекта.
Протокол предусматривает изменение условий погашения задолженности белорусской стороны перед Россией и в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит ратификации.
Протокол не противоречит Правилам предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам-заёмщикам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1456-50.
Проекты постановления Правительства Российской Федерации и федерального закона о ратификации Протокола (далее - НПА) не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Протокол не содержит правил иных, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Реализация предлагаемых проектами НПА решений не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
НПА не окажут влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация Протокола не потребует дополнительных расходов федерального бюджета, однако повлечет финансовые последствия для Российской Федерации в виде выпадающих в 2023 году поступлений в федеральный бюджет в сумме 173,2 млн. долл. США, которые будут восполнены в 2024 - 2038 года в большем объеме примерно на 353,0 млн. долл. США.
В проектах НПА отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, а также обязательные требования о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.