Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минтрудом России 07.04.2023 г.)
Проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее соответственно - законопроект, проект федерального закона) предлагается внести изменения технического характера в ряд федеральных законов. Поправки обусловлены необходимостью привести к единообразию нормы пенсионного законодательства.
Законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"*(1), Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"*(2) и Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии".
Федеральным законом от 4 ноября 2022 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесены изменения в Федеральный закон N 166-ФЗ, предусматривающие предоставление права на одновременное получение двух пенсий родителям граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, погибших (умерших) в период пребывания в добровольческих формированиях или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, после окончания действия контракта о пребывании в добровольческом формировании (за исключением случаев, когда смерть граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, наступила в результате их противоправных действий), а также вдовам (вдовцам) граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, погибших (умерших) вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, не вступившим в новый брак (пункты 31 и 41 статьи 3 Федерального закона N 166-ФЗ).
Таким гражданам может быть установлена пенсия по случаю потери кормильца как членам семей граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением страховой пенсии по случаю потери кормильца, социальной пенсии по случаю потери кормильца).
В целях исключения случаев одновременного получения ими пенсии по случаю потери кормильца как членам семей граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, и пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в пункты 31 и 41 статьи 3 Федерального закона N 166-ФЗ внесены соответствующие изменения.
Кроме того, в статьи 15 - 18 Федерального закона N 166-ФЗ внесены изменения, направленные на актуализацию размеров социальных пенсий в соответствие с их сложившимся по состоянию на 1 апреля 2023 года уровнем в результате проведенных индексаций в 2018 - 2023 годах*(3).
Одновременно в целях приведения к единообразию норм пенсионного законодательства с учетом практики его применения проектом федерального закона предлагается внести ряд изменений в Федеральный закон N 400-ФЗ.
Так, в частности статью 17 Федерального закона N 400-ФЗ предлагается дополнить нормой, предусматривающей утверждение Правительством Российской Федерации правил исчисления периодов работы, дающей право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частями 4 и 5 статьи 17 Федерального закона N 400-ФЗ.
В соответствии с положениями частей 4 и 5 статьи 17 Федерального закона N 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности*(4).
В связи с тем, что специальные правила исчисления стажа, дающего право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с работой на Крайнем Севере, отсутствуют, по общим правилам в настоящее время применяется аналогия закона и указанный стаж исчисляется с применением норм действующего пенсионного законодательства, с учетом которых исчисляется стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с работой на Крайнем Севере, то есть с применением положений Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ*(5).
Кроме того, в часть 3 статьи 24 Федерального закона N 400-ФЗ внесены изменения, позволяющие производить возобновление выплаты пенсии, приостановленной в связи неполучением гражданином установленной ему страховой пенсии в течении шести месяцев подряд, по заявлению о доставке пенсии.
Таким образом, предлагаемые изменения исключают необходимость представления пенсионером двух заявлений - заявления о возобновлении выплаты пенсии и заявления о доставке пенсии, и предусматривают осуществление возобновления выплаты пенсии, приостановленной в связи неполучением гражданином установленной ему страховой пенсии в течении шести месяцев подряд, по заявлению о доставке пенсии.
Подпункт 1 части 7 статьи 25 Федерального закона N 400-ФЗ дополнен положением, согласно которому решение о прекращении выплаты пенсии отменяется в случае обращения лица, выплата пенсии которому была прекращена в связи с объявлением пенсионера умершим или признанием его безвестно отсутствующим в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, предлагаемое внесение изменений в подпункт 1 части 7 статьи 25 Федерального закона N 400-ФЗ распространяется на пенсионеров, в отношении которых произведена отмена решения суда об объявлении их умершими или о признании их безвестно отсутствующими.
Также законопроектом предусматривается исключение из норм пенсионного законодательства срока, ограничивающего период выплаты пенсии за прошедшее время, в связи с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 7 апреля 2022 г. N 14-П, признавшим часть первую статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1), 46 (часть 1), 55 (части 2 и 3), 75 (часть 6) и 75.1, в той мере, в какой она - во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - допускает выплату лицу, уволенному с военной службы, не полученной им пенсии за выслугу лет, выплата которой была приостановлена и в последующем прекращена, лишь в размере, не превышающем сумму, исчисленную за три года, предшествующие обращению пенсионера в пенсионный орган за восстановлением выплаты пенсии, притом, что в период, когда она не выплачивалась, право на эту пенсию пенсионер не утрачивал (проектируемые подпункт "б" пункта 4, пункт 5 статьи 2, статья 3).
Проект федерального закона не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В проекте федерального закона отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Предлагаемые в проекте федерального закона решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Далее - Федеральный закон N 166-ФЗ.
*(2) Далее - Федеральный закон N 400-ФЗ.
*(3) Постановление Правительства Российской Федерации от 20 марта 2018 г. N 302 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2018 г. социальных пенсий", постановление Правительства Российской Федерации от 15 марта 2019 г. N 271 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2019 г. социальных пенсий", постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2020 г. N 270 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2020 г. социальных пенсий", постановление Правительства Российской Федерации от 23 марта 2021 г. N 443 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2021 г. социальных пенсий", постановление Правительства Российской Федерации от 18 марта 2022 г. N 396 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2022 г. социальных пенсий", постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. N 973 "Об особенностях исчисления и установления в 2022 году минимального размера оплаты труда, величины прожиточного минимума, социальной доплаты к пенсии, а также об утверждении коэффициента индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, коэффициента дополнительного увеличения стоимости одного пенсионного коэффициента и коэффициента дополнительной индексации пенсий, предусмотренных абзацами четвертым - шестым пункта 1 статьи 25 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2023 г. N 404 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2023 г. социальных пенсий"..
*(4) Далее - повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии.
*(5) Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2021 N 1532.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.