Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и статьи 2 и 46.1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"
(подготовлен Минэкономразвития России 11.04.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и статьи 2 и 46.1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее соответственно - законопроект, Федеральный закон, Закон N 164) разработан Минэкономразвития России в целях исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2023 г. N ММ-П13-4757 и предусматривает следующее:
1) в части расширения полномочий АО "ЭКСАР" (далее также - Агентство):
1.1) наделение АО "ЭКСАР" полномочиями на осуществление деятельности (в порядке и сроки, устанавливаемые Правительством Российской Федерации) по перестрахованию в отношении рисков неполучения платежа от лица, на котором лежит платежное обязательство в связи с контрактами, предусматривающими отсрочку (рассрочку) платежа за поставленные на территории Российской Федерации товары, оказанные услуги, выполненные работы, переданные права на результаты интеллектуальной деятельности (далее - деятельность по перестрахованию торговых кредитов, перестрахование торговых кредитов);
1.2) неприменение положений законодательства Российской Федерации об организации страхового дела к деятельности по перестрахованию торговых кредитов.
На фоне расширения международных ограничительных мер происходит сокращение объема страхового покрытия со стороны коммерческих страховщиков, в том числе из иностранных государств, наблюдается дефицит перестраховочной емкости. Наделение АО "ЭКСАР" полномочиями на осуществление деятельности по перестрахованию торговых кредитов внутри Российской Федерации служит антикризисным решением в целях поддержки российской экономики. Реализация соответствующих полномочий Агентством позволит существенно увеличить объем перестраховочной емкости по данному виду страхования для поддержания товарооборота между российскими компаниями.
Предполагается, что такая деятельность будет осуществляться АО "ЭКСАР" за счет собственного капитала, без привлечения по соответствующим обязательствам Агентства государственных гарантий Российской Федерации. Дополнительный объем обязательств по перестрахованию торговых кредитов не приведет к нарушению требований к финансовой устойчивости и не ограничит возможности по осуществлению основной деятельности по страхованию экспортных и импортных кредитов АО "ЭКСАР".
Кроме того, учитывая специфику статуса Агентства как института развития, деятельность которого регулируется специальными нормативными правовыми актами, предлагается не применять положения законодательства Российской Федерации об организации страхового дела к проектируемым полномочиям по аналогии с уже существующими изъятиями для деятельности Агентства.
2) в части установления особенностей исполнения государственных гарантий Российской Федерации в целях страховой поддержки экспорта и импорта:
установление перехода к Российской Федерации прав требований бенефициара к лицу, виновному в наступлении страхового случая, при исполнении государственных гарантий Российской Федерации, предоставленных по обязательствам АО "ЭКСАР" или организации, на которую в соответствии со статьей 46.1 Закона N 164-ФЗ Правительством Российской Федерации возложены функции по осуществлению страховой поддержки экспорта и импорта.
Необходимость перехода к Российской Федерации указанных прав требования обусловлена возможной ожидаемой недостаточной обеспеченностью регрессных требований: в случае исполнения какой-либо из государственных гарантий Российской Федерации в сумме, превышающей сумму (объем) имеющегося обеспечения регрессных требований, реализация перешедших к Российской Федерации прав требования бенефициара к лицу, ответственному за наступление страхового случая, будет являться дополнительным источником возмещения Российской Федерации сумм, уплаченных по такой гарантии.
Законопроектом предусмотрено распространение положений части 24.2 статьи 46.1 Закона N 164-ФЗ (в редакции законопроекта) на правоотношения, возникшие с 22 сентября 2022 г. в отношении государственной гарантии Российской Федерации, предоставленной в 2022 году в обеспечение исполнения обязательств акционерного общества "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций", осуществляющего страховую поддержку импорта, по договорам страхования и договорам перестрахования, поскольку указанные положения содержатся в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2022 г. N 1672.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не содержит положений, оказывающих влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие соответствующего федерального закона не повлечет за собой дополнительных расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В настоящее время аналогичные по содержанию проекты федеральных законов не рассматриваются в палатах Федерального Собрания Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.