Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям на иные цели"
(подготовлен Минфином России 24.04.2023 г.)
В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2013, N 27, ст. 3473; 2019, N 52, ст. 7797, 2020, N 29, ст. 4502) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
2. Внести в постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. N 1496 следующие изменения:
а) в пункте 2 слова "за исключением нормативных правовых актов, указанных в абзаце втором пункта 37 Положения, утвержденного настоящим постановлением, а нормативные правовые акты, регулирующие предоставление указанных субсидий из федерального бюджета, утверждаются органами, предусмотренными пунктами 37 и 38 Положения, утвержденного настоящим постановлением" заменить словами "а нормативные правовые акты, регулирующие предоставление указанных субсидий из федерального бюджета, утверждаются органом, предусмотренным пунктом 38 Положения, утвержденного настоящим постановлением";
б) абзацы пятый и шестой пункта 26, абзац третий пункта 28, пункт 37, абзац третий пункта 39, пункт 40 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного указанным постановлением, признать утратившими силу.
3. Признать утратившими силу:
а) подпункт "б" пункта 2 изменений, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. N 1496, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. N 805 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. N 1496" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 29, ст. 4444);
б) пункт 7 изменений, которые вносятся в Положение о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2019 г. N 1029 "О внесении изменений в Положение о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета" (Собрание законодательства Российской Федерации 2019, N 32, ст. 4735);
в) подпункт "л" пункта 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2022 г. N 2531 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу отдельного положения акта Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2023, N 2, ст. 504).
4. Установить, что:
пункты 6, 7, 8, 10 Правил предоставления субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям на иные цели, утвержденных настоящим постановлением, не применяются при предоставлении субсидий учреждениям, осуществляющим в установленных федеральными законами случаях функции и полномочия главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета;
принятые до вступления в силу настоящего постановления правовые акты Правительства Российской Федерации и главных распорядителей средств федерального бюджета, регулирующие предоставление субсидий из федерального бюджета федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 781 Бюджетного кодекса Российской Федерации, признаются утратившими силу.
5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 г.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2023 г. N
Правила
предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям на иные цели
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения объема и условия предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям на иные цели (далее соответственно - учреждения, субсидии).
2. Субсидии предоставляются в целях:
а) реализации положений нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих:
осуществление выплат физическим лицам;
компенсацию расходов, связанных с оказанием медицинской помощи отдельным категориям граждан и лицам без гражданства;
финансовое обеспечение (компенсацию) расходов, связанных с донорством крови и ее компонентов, развитием службы крови, а также с донорством органов и (или) тканей;
реализацию мероприятий, направленных на обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечения больных туберкулезом, а также профилактических мероприятий, направленных на предотвращение распространения туберкулеза;
реализацию мероприятий, направленных на создание обучающих симуляционных центров;
реализацию мероприятий, по подготовке высококвалифицированных кадров и повышению квалификации кадров, в том числе организацию стажировок;
осуществление мероприятий, связанных с предупреждением и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, включая расходы по обеспечению эвакуации граждан Российской Федерации, в том числе из иностранных государств, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
осуществление комплекса мероприятий, установленных требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий);
осуществление мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением особо опасных заболеваний, включая мероприятия, направленные на предотвращение эпидемий (пандемий);
осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке, гражданской обороне;
б) осуществления иных мероприятий, расходы на осуществление которых не подлежат включению в нормативные затраты на оказание государственных услуг (выполнение работ):
по созданию и приобретению нефинансовых активов (основных средств, нематериальных активов, материальных запасов), в том числе в целях увеличения объема оказываемых услуг;
приобретению нефинансовых активов (основных средств, нематериальных активов, материальных запасов) в целях восполнения имущества, утраченного в результате аварий, стихийных или иных бедствий, катастроф, опасных природных явлений и процессов, техногенных процессов и воздействий;
по обеспечению содержания имущества и выплат персоналу во время вынужденного простоя, а также при полном прекращении основной деятельности во время осуществления капитального ремонта или реконструкции объектов, составляющих единый имущественный комплекс;
по устранению неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем зданий для поддержания эксплуатационных показателей, включая его текущий или капитальный ремонт и реставрацию;
по проведению работ по обследованию технического состояния объектов, подлежащих реконструкции или ремонту (реставрации) с целью составления заключения о техническом состоянии объектов;
по ликвидации недвижимого имущества, включая проведение обследования объекта капитального строительства и (или) территории, на которой расположен такой объект, оценку фактического состояния таких объекта и (или) территории;
по осуществлению операций с недвижимым имуществом;
в) предоставления средств юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам для реализации проектов по решению Правительства Российской Федерации:
на безвозмездной и безвозвратной основе, в том числе в форме грантов;
на возвратной (частично возвратной) основе в форме займа;
г) осуществления мероприятий при принятии решения о ликвидации или реорганизации учреждения.
В реестре субсидий, сформированном в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, могут устанавливаться иные цели предоставления субсидий в рамках осуществления учреждением деятельности, финансовое обеспечение которой не включено в объем финансового обеспечения выполнения им государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
3. Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждения, как получателя средств федерального бюджета (далее - учредитель), или учреждения, осуществляющего в установленных федеральными законами случаях функции и полномочия главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, на предоставление субсидий.
II. Порядок и условия предоставления субсидий
4. Для предоставления субсидий учредитель (учреждение, осуществляющее в установленных федеральными законами случаях функции и полномочия главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета) формирует в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - ГИИС "Электронный бюджет") реестр субсидий в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (далее - реестр субсидий).
5. В реестр субсидий в отношении каждой субсидии включается следующая информация:
а) наименование учредителя;
б) код и наименование субсидии;
в) цель предоставления субсидии;
г) наименование государственной программы и ее структурного элемента, в случае предоставления субсидии в целях реализации государственной программы;
д) наименование и реквизиты нормативного правового акта в случае предоставления субсидии в целях реализации федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;
е) результаты предоставления субсидии;
ж) показатели, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии (далее - показатели) (при необходимости);
з) целевые показатели (при необходимости);
и) порядок расчета размера субсидии;
к) категория получателей выплат в случае предоставления субсидии в целях осуществления выплат физическим лицам;
л) перечень документов, представляемых учреждением учредителю для получения субсидии, и требования к указанным документам (при необходимости установления таких требований), а также сроки их представления;
м) способ, порядок и критерии отбора учреждений в случае предоставления субсидии по результатам отбора;
н) дополнительная отчетность и сроки ее представления (при необходимости);
о) дополнительная информация (при необходимости).
6. Для получения субсидии учреждение представляет учредителю следующие документы:
а) пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости предоставления субсидии, включая расчет-обоснование суммы субсидии, в том числе предварительную смету на выполнение соответствующих работ (оказание услуг), проведение мероприятий, приобретение имущества (за исключением недвижимого имущества), а также предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), статистические данные и (или) иную информацию исходя из цели предоставления субсидии;
б) перечень объектов, подлежащих ремонту, акт обследования таких объектов и дефектную ведомость, предварительную смету расходов, в случае если целью предоставления субсидии является проведение ремонта (реставрации);
в) программу мероприятий, в случае если целью предоставления субсидии является проведение мероприятий, в том числе конференций, симпозиумов, выставок;
г) информацию о планируемом к приобретению имуществе, в случае если целью предоставления субсидии является приобретение имущества;
д) информацию о количестве физических лиц (среднегодовом количестве), являющихся получателями выплат, и видах таких выплат, в случае если целью предоставления субсидии является осуществление указанных выплат;
е) иную информацию исходя из цели предоставления субсидии.
7. Учредитель рассматривает представленные учреждением документы, указанные в пункте 6 настоящих Правил и реестре субсидий, в течение 20 рабочих дней с даты их поступления и принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии учреждению.
8. Основаниями для отказа в предоставлении учреждению субсидии являются:
а) непредставление (представление не в полном объеме, представление с нарушением сроков) учреждением документов, указанных в пункте 6 настоящих Правил и реестре субсидий, или несоответствие указанных документов требованиям, определенным в соответствии с подпунктом "л" пункта 5 настоящих Правил;
б) недостоверность информации, содержащейся в документах, представленных учреждением в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
в) недостаточность лимитов бюджетных обязательств, указанных в пункте 3 настоящих Правил.
9. Размер субсидии (V) рассчитывается одним из следующих способов:
а) ,
где:
Pi - количество получателей i-ой выплаты в текущем финансовом году (количественное значение потребности на i-ое мероприятие (объект) в текущем финансовом году);
Si - размер i-ой выплаты, установленный (определяемый) в соответствии с федеральным законом, нормативным правовым актом Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации (стоимость единицы потребности, предоставляемой на реализацию i-ого мероприятия (объект), определяемой методом анализа рыночных индикаторов, методом сравнимой цены или затратным методом).
б)
где:
V - размер субсидии;
S1 - расходы на оплату труда работников учреждения, принимающих участие в достижении цели предоставления субсидии, не включенные в объем финансового обеспечения выполнения государственного задания;
S2 - расходы на общехозяйственные нужды, необходимые для достижения цели предоставления субсидии, не включенные в объем финансового обеспечения выполнения государственного задания;
S3 - расходы на закупку товаров, работ и услуг, необходимые для достижения цели предоставления субсидии, не включенные в объем финансового обеспечения выполнения государственного задания.
При формировании реестра субсидий может быть установлен иной порядок расчета размера субсидии исходя из цели предоставления субсидии.
10. В целях предоставления субсидии между учредителем и учреждением с соблюдением требований о защите государственной тайны в ГИИС "Электронный бюджет" заключается соглашение в соответствии с типовой формой соглашения о предоставлении из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 781 Бюджетного кодекса Российской Федерации, установленной Министерством финансов Российской Федерации (далее соответственно - соглашение, типовая форма).
Дополнительные соглашения к соглашению, предусматривающие внесение в него изменений или его расторжение, заключаются в соответствии с типовой формой.
11. В целях предоставления субсидии учреждению, осуществляющему в установленных федеральными законами случаях функции и полномочия главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, руководитель учреждения (иное лицо, уполномоченное действовать от имени учреждения) с соблюдением требований о защите государственной тайны утверждает в ГИИС "Электронный бюджет" сведения о субсидии по типовой форме, установленной Министерством финансов Российской Федерации (далее - сведения), включающей в том числе:
цели предоставления субсидии с указанием наименования государственной программы и ее структурного элемента, в случае предоставления субсидии в целях реализации государственной программы;
размер субсидии;
значения результатов предоставления субсидии;
план мероприятий по достижению результатов предоставления субсидии;
сроки (график) перечисления субсидии;
сроки представления отчетности;
порядок и сроки возврата сумм субсидии в случае несоблюдения учреждением целей и условий предоставления субсидий.
По решению учредителя, сведения, указанные в абзаце первом настоящего пункта, подлежат согласованию с учредителем.
12. В случае предоставления субсидии на цели, установленные подпунктом "ж" пункта 2 настоящих Правил, в соглашении или сведениях устанавливаются обязательства учреждения:
обеспечить проведение отбора получателей средств в соответствии с установленными требованиями (в случае предоставления средств по результатам отбора);
установить результаты предоставления средств иным лицам и обеспечить контроль за их достижением;
обеспечить возврат средств иными лицами, в случае нарушения условий, установленных при предоставлении таких средств, или в случае недостижения результатов предоставления средств.
13. Учреждение на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется принятие решения о предоставлении субсидии должно соответствовать следующим требованиям:
а) у учреждения отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
б) у учреждения отсутствует просроченная задолженность по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами.
Требования, установленные подпунктами "а" и "б" настоящего пункта, не применяются при предоставлении субсидий на осуществление мероприятий по реорганизации или ликвидации учреждения, предотвращение аварийной (чрезвычайной) ситуации, ликвидацию последствий и осуществление восстановительных работ в случае наступления аварийной (чрезвычайной) ситуации, погашение задолженности по судебным актам, вступившим в законную силу, исполнительным документам, а также в иных случаях, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
14. Результатами предоставления субсидий в зависимости от целей предоставления субсидий являются:
численность лиц, получивших выплаты;
количество объектов имущества (незавершенного строительства);
объем выполненных работ;
площадь объектов имущества (незавершенного строительства);
количество приобретенных (созданных) объектов имущества;
количество приобретенных (созданных) нефинансовых активов;
количество реализованных мероприятий;
количество отчетов о выполнении мероприятий;
объем исполненных обязательств;
количество получателей средств.
В реестре субсидий могут быть установлены иные конкретные и измеримые результаты предоставления субсидии.
15. Перечисление субсидии осуществляется в соответствии с графиком перечисления субсидии, установленным соглашением, на лицевой счет, открытый учреждению в территориальном органе Федерального казначейства для учета операций со средствами, поступающими учреждениям.
III. Требования к отчетности
16. Учреждение ежеквартально в сроки, установленные в соглашении или сведениях, но не позднее 10 рабочего дня, следующего за отчетным, представляет учредителю по формам, установленным типовой формой:
отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия;
отчет о достижении значений результатов предоставления субсидии;
отчет о реализации плана мероприятий по достижению результатов предоставления субсидии.
Учредитель вправе устанавливать при формировании реестра субсидий дополнительную отчетность и сроки ее представления учреждениями.
IV. Порядок осуществления контроля за соблюдением целей, условий и порядка предоставления субсидий и ответственность за их несоблюдение
17. Контроль за соблюдением целей и условий предоставления субсидий, установленных настоящими Правилами и соглашением, осуществляется учредителем и органом государственного финансового контроля в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
18. В случае несоблюдения учреждением целей и условий, установленных настоящими Правилами и соглашением, выявленного по результатам проверок, проведенных учредителем и органом государственного финансового контроля, средства субсидии подлежат возврату в федеральный бюджет:
а) на основании требования учредителя - в объеме, указанном в требовании, в течение 10 рабочих дней со дня получения требования;
б) на основании представления или предписания органа государственного финансового контроля - в объеме, указанном в представлении или предписании, в сроки, установленные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В случае недостижения значений результатов предоставления субсидии средства субсидии в объеме, рассчитанном в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, подлежат возврату в федеральный бюджет на основании требования учредителя - в течение 10 рабочих дней со дня получения требования.
19. Объем средств, подлежащих возврату в федеральный бюджет (Vвозврата), рассчитывается по формуле:
,
где:
V - размер субсидии, предоставленный учреждению в соответствии с соглашением в отчетном финансовом году;
k - коэффициент возврата субсидии, который рассчитывается по формуле:
k = 1 - (T / S),
где:
T - фактически достигнутое значение результата предоставления субсидии на отчетную дату;
S - плановое значение результата предоставления субсидии, установленное соглашением.
20. В случае наличия потребности у учреждения в направлении в текущем финансовом году полностью или частично остатков субсидий, не использованных учреждением по состоянию на 1 января текущего финансового года (далее - остатки целевых средств), на цели, ранее установленные условиями предоставления субсидий, учреждение формирует в ГИИС "Электронный бюджет" информацию о неисполненных обязательствах учреждения, источником финансового обеспечения которых являются не использованные на 1 января текущего финансового года остатки целевых средств, и направлениях их использования (далее - информация о неисполненных обязательствах) согласно представляемым учреждением документам (копиям документов), подтверждающим наличие и объем неисполненных обязательств (за исключением обязательств по выплатам физическим лицам).
Учредитель рассматривает информацию о неисполненных обязательствах и не позднее 1 мая текущего финансового года принимает решение об использовании учреждением полностью или частично остатков целевых средств.
Решения об использовании остатков целевых средств на цели, ранее установленные условиями их предоставления, в размере, не превышающем размер неисполненных обязательств организаций, принимаются на основе обязательств, принятых до начала текущего финансового года, подлежавших оплате в отчетном финансовом году, за исключением случая, если получатели субсидий приняли обязательства до начала текущего финансового года в связи с расторжением ранее заключенных контрактов (договоров) по соглашению сторон, решению суда или из-за одностороннего отказа стороны такого контракта (договора) от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, в том числе в связи с введением процедур, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве) поставщика (подрядчика, исполнителя), когда указанное решение об использовании остатков целевых средств принимается на основании принятых до начала текущего финансового года обязательств.
В случае предоставления субсидии, подлежащей казначейскому сопровождению,
21. В случае поступления учреждению в текущем финансовом году средств по ранее произведенным учреждением выплатам, источником финансового обеспечения которых являются субсидии (далее - средства от возврата дебиторской задолженности), учреждение не позднее 10-го рабочего дня со дня поступления средств от возврата дебиторской задолженности формирует в ГИИС "Электронный бюджет" информацию об использовании средств от возврата дебиторской задолженности с указанием причин ее образования.
Учредитель рассматривает информацию об использовании средств от возврата дебиторской задолженности и не позднее 30-го рабочего дня со дня поступления средств от возврата дебиторской задолженности принимает решение об использовании учреждением средств от возврата дебиторской задолженности.
22. В случае нарушения учреждением сроков и (или) непредставления документов, предусмотренных пунктами 20 и 21 настоящих Правила, учредитель принимает решение об отказе в использовании остатков целевых средств и (или) средств от возврата дебиторской задолженности в срок не позднее 5 рабочих дней со дня поступления документов, путем направления в ГИИС "Электронный бюджет" уведомления об отклонении без исполнения с указанием причины отклонения.
23. Повторное рассмотрение информации о неисполненных обязательствах и (или) информации об использовании средств от возврата дебиторской задолженности осуществляется в соответствии с пунктами 20 и 21 настоящих Правил соответственно.
24. Остатки целевых средств, в отношении которых учредитель принял решение об их использовании, могут быть использованы учреждением в текущем финансовом году на цели, ранее установленные условиями их предоставления, в размере, не превышающем размер неисполненных обязательств учреждения.
Средства от возврата дебиторской задолженности, в отношении которых учредитель принял решение об их использовании, могут быть использованы учреждением в текущем финансовом году в размере, не превышающем ранее произведенных учреждением выплат.
25. Остатки целевых средств и (или) средства от возврата дебиторской задолженности, в отношении которых учредитель принял решение об отказе в их использовании, подлежат перечислению в федеральный бюджет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.