Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минфином России 28.04.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Законопроект) разработан Минфином России во исполнение указания Президента Российской Федерации от 3 сентября 2022 г. N Пр-1558, касающегося предложения участников форума Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" "Предпринимательство в новой экономической реальности" о внесении изменений в Федеральные законы от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее соответственно - Закон N 44-ФЗ, Закон N 223-ФЗ) в целях дальнейшего упрощения процессов и процедур при закупках отечественной продукции (далее - Указание), поручений Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова от 20 сентября 2022 г. N АБ-П13-15822 (пункт 18), от 29 сентября 2022 г. N АБ-П13-16435, от 13 февраля 2023 г. N АБ-П13-1918, пунктов 1 и 4 перечня поручений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю. Григоренко от 29 марта 2023 г. N ДГ-П13-4382 по вопросам реализации предложений, подготовленных Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко от 15 марта 2023 г. N 1-02/45, в связи с чем проведение анализа правоприменительной практики не требуется.
1. Вопросы предоставления национального режима и установления изъятий из него определяются с учетом положений Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Закон N 164-ФЗ), положений международных договоров Российской Федерации.
В частности, положениями части 3 статьи 29 и части 1 статьи 34 Закона N 164-ФЗ предусмотрено, что:
товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств (далее - иностранное государство), по общему правилу предоставляется режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным товарам российского происхождения или непосредственно конкурирующим товарам российского происхождения в отношении продажи, предложения к продаже, покупки, перевозки, распределения или использования на внутреннем рынке Российской Федерации;
иностранным исполнителям услуг по общему правилу предоставляется режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным российским исполнителям услуг и оказываемым ими на территории Российской Федерации услугам.
Одновременно положения части 4 статьи 29 Закона N 164-ФЗ допускают предоставление иного режима регулирования товарам, происходящим из иностранного государства, которые не имеют международных договоров с Российской Федерацией о предоставлении вышеуказанного режима товарам российского происхождения режима, а положения части 2 статьи 33 Закона N 164-ФЗ допускают ограничение внешней торговли услугами путем введения соответствующих запретов и ограничений, если иное не предусмотрено международными договорами.
В силу части 5 статьи 29, части 2 статьи 34 Закона N 164-ФЗ положения указанных статей не применяются к поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг для государственных и муниципальных нужд.
В отношении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд вопросы предоставления национального режима и осуществления закупок при его предоставлении урегулированы положениями статьи 14 Закона N 44-ФЗ и принятых в ее реализацию подзаконных нормативных правовых актов с учетом положений международных договоров Российской Федерации, в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, в частности, с учетом положений абзаца четвертого пункта 1 статьи 88 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее соответственно - Договор ЕАЭС, ЕАЭС), пункта 1 статьи 6 Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г., Протокола между государствами - участниками Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года о правилах и процедурах регулирования государственных закупок" от 7 июня 2016 г.
В отношении закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц национальный режим происходящему из иностранного государства товару, работе, услуге, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом в настоящее время предоставлен в соответствии с положениями Закона N 164-ФЗ в том числе с учетом положений Марракешского соглашения об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. (далее - Соглашение ВТО), протокол о присоединении Российской Федерации к которому ратифицирован Федеральным законом от 21 июля 2012 г. N 126-ФЗ "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.".
Указанный международный договор содержит отдельные исключения, позволяющие установить изъятия из национального режима (подпункт "а" пункта 8 статьи III, статья XXI Генерального соглашения по тарифам и торговле, являющегося приложением к Соглашению ВТО).
Учитывая изложенное, вопросы предоставления национального режима и порядка осуществления закупок при его предоставлении в отношении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в настоящее время урегулированы по-разному.
2. Законопроектом в целях унификации правил осуществления закупок при предоставлении национального режима при закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц предлагается установить в Законе N 44-ФЗ и Законе N 223-ФЗ следующие аналогичные положения:
1) национальный режим (обеспечивает происходящему из иностранного государства товару, работе, услуге, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом, равные условия с товаром российского происхождения, работой, услугой, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом) при осуществлении закупок предоставляется по общему правилу вне зависимости от наличия или отсутствия международного договора о предоставлении национального режима определенному иностранному государству, за исключением случаев, при которых Правительством Российской Федерации (в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей) приняты меры, устанавливающие запрет или ограничение закупок товара, происходящего из иностранного государства, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом, преимущества товару российского происхождения, работе, услуге, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом (далее соответственно - запрет, ограничение, преимущество);
2) Правительство Российской Федерации при установлении запрета, ограничения, преимущества учитывает международные обязательства Российской Федерации, в связи с чем:
а) не может устанавливать запрет, ограничение, преимущество в отношении товаров, работ, услуг, если Российской Федерацией заключен международный договор, который предоставляет национальный режим соответствующему иностранному государству (например, Договор ЕАЭС в отношении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Соглашение ВТО в отношении закупок отдельными видами юридических лиц);
б) может устанавливать запрет, ограничение, преимущество в случаях, когда соответствующий международный договор содержит положения (изъятия, исключения), при которых национальный режим не предоставляется (например, пункт 2 статьи 88 Договора ЕАЭС в отношении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сведения о которых в соответствии с законодательством государства-члена составляют государственную тайну (государственные секреты), а также положения подпункта "а" пункта 8 статьи III, статья XXI Генерального соглашения по тарифам и торговле, являющегося приложением к Соглашению ВТО в отношении закупок отдельными видами юридических лиц).
ПРИМЕР.
1. Проектируемая конструкция на примере обязательств, предусмотренных Договором ЕАЭС в отношении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сможет быть реализована следующим образом:
1) товарам из иностранных государств по общему правилу предоставляется национальный режим (равные условия с товаром российского происхождения);
2) Правительство Российской Федерации устанавливает, что в отношении товаров по перечню N 1 вводится запрет закупки из иностранных государств, а в отношении товаров по перечню N 2 - ограничение;
3) указанные запрет и ограничение не применяются в отношении товаров из государств-членов ЕАЭС, поскольку им предоставляется национальный режим в силу международного договора (абзац четвертый пункта 1 статьи 88 Договора ЕАЭС), в связи с чем товары из государств-членов ЕАЭС по указанным перечням предлагаются к поставкам при осуществлении закупок на равных условия с товаром российского происхождения);
4) наряду с изложенным, Правительство Российской Федерации также сможет установить, что товары из государств-членов ЕАЭС (кроме Российской Федерации) по указанным перечням не допускаются к закупкам, сведения о которых в соответствии с законодательством государства-члена составляют государственную тайну, то есть в таких закупках возможно предложить исключительно товар российского происхождения.
2. Проектируемая конструкция на примере обязательств, предусмотренных Соглашением ВТО в отношении закупок товаров отдельными видами юридических лиц, сможет быть реализована следующим образом:
1) товарам из иностранных государств предоставляется национальный режим (равные условия с товаром российского происхождения);
2) Правительство Российской Федерации устанавливает, что в отношении товаров по перечню N 1 вводится запрет закупки из иностранных государств, а в отношении товаров по перечню N 2 - ограничение, которые применяются заказчиками по Закону N 223-ФЗ только в тех случаях, когда Соглашение ВТО допускает изъятие из национального режима, в том числе:
в отношении торговли оружием, боеприпасами и военными материалами, а также торговли другими товарами и материалами, которая осуществляется, прямо или косвенно, для целей снабжения вооруженных сил;
при закупках правительственными учреждениями товаров, приобретаемых для правительственных целей, а не для коммерческой перепродажи или для использования в производстве товаров для целей коммерческой продажи;
3) Правительство Российской Федерации сможет установить, что соответствующие запрет и ограничение применяются, в том числе:
при осуществлении закупок по Закону N 223-ФЗ в рамках государственного оборонного заказа заказчиками, являющимися головными исполнителями поставок продукции по государственному оборонному заказу, заказчиками, являющимися исполнителями, участвующими в поставках продукции по государственному оборонному заказу;
при осуществлении закупок заказчиками из числа некоммерческих организаций, созданных Российской Федерацией для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций (государственными корпорациями), для оказания государственных услуг (государственными компаниями) либо созданных Российской Федерацией и наделенных функциями и полномочиями публично-правового характера, осуществляющих свою деятельность в интересах государства и общества (публично-правовая компания), либо созданных Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в определенных сферах (бюджетное учреждение, автономное учреждение).
Реализация изложенного позволит Правительству Российской Федерации при необходимости установить, что при осуществлении указанных закупок допускается предложение участниками закупок исключительно товаров российского происхождения.
В целях установления возможности применения запрета, ограничения, преимущества в отношении товара, закупаемого в составе работ и услуг, проектируются положения, позволяющие Правительству Российской Федерации распространить устанавливаемые запреты, ограничения и преимущества на случаи закупок работ и услуг, при которых поставляются такие товары.
3. Законопроект предусматривает необходимость учета Правительством Российской Федерации при установлении запрета, ограничения и преимущества международных обязательств Российской Федерации, в связи с чем предполагается, что подзаконные нормативные правовые акты будут содержать запреты, ограничения и преимущества и исключения из них в разрезе иностранных государств, с которыми заключены международные договоры о предоставлении национального режима (например, о том, что установленные запрет и ограничение не применяются в отношении товаров, происходящих из государств-членов ЕАЭС, поскольку им предоставляется национальный режим в силу Договора ЕАЭС).
Предлагается исключить из Закона N 44-ФЗ положения, предусматривающие необходимость размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, перечень иностранных государств, групп иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении закупок, а также условия его применения (пункт 4 части 3 статьи 4, часть 2 статьи 14 Закона N 44-ФЗ), поскольку:
указанные документы подлежат официальному опубликованию в соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации";
положения соответствующих международных договоров должны быть учтены Правительством Российской Федерации в подзаконных нормативных правовых актах для применения заказчиками и, соответственно, проведение самостоятельного отдельного анализа заказчиками каждого международного договора в целях применения при осуществлении закупок не потребуется.
4. Реализация действующих запрета, ограничения и преимущества (условия допуска), предусмотренных положениями статьи 14 Закона N 44-ФЗ и подзаконных нормативных правовых актов, носит громоздкий характер, поскольку сопровождается как минимум девятью подзаконными нормативными правовыми актами, которые содержат разный порядок их реализации заказчиками, не менее семи перечней товаров, в отношении которых они применяются, а также устанавливают разный механизм подтверждения страны происхождения товара.
Во исполнение Указания Законопроект предусматривает существенную оптимизацию применения запрета, ограничения и преимущества в целях обеспечения максимальной возможности заключения договора (контракта) с поставщиком, предлагающим к поставке товар российского происхождения, с российским лицом, выполняющим работы (оказывающим услуги).
4.1. В целях унификации и обеспечения стабильного правового регулирования предлагается установить единые порядки реализации запрета, ограничения, преимущества при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и при исполнении договора (контракта) непосредственно на уровне Закона N 44-ФЗ, а также ввести их в положениях Закона N 223-ФЗ.
В связи с необходимостью применения различной терминологии Законопроектом предусматривается установление положений, касающихся порядка применения запрета, ограничения и преимущества при осуществлении закупок товара отдельно от случаев закупок работ, услуг.
4.2. В отношении принимаемой Правительством Российской Федерации меры, устанавливающей запрет закупки товара, происходящего из иностранного государства, предлагается предусмотреть непосредственно в положениях Закона N 223-ФЗ и Закона N 44-ФЗ, что не допускается заключение договора (контракта), предусматривающего поставку товара, происходящего из иностранного государства, а также замена при исполнении договора (контракта) товара на товар, происходящий из иностранного государства.
Учитывая, что процедуры подачи и рассмотрения (оценки) заявок в Законе N 44-ФЗ подробно урегулированы, в отношении указанной меры в Законе N 44-ФЗ предлагается дополнительно установить, что заявка, содержащая предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства, подлежит отклонению.
В Законе N 223-ФЗ аналогичное положение не предусматривается, имея в виду достаточность вышеуказанного положения, не допускающего заключения договора, предусматривающего поставку товара, происходящего из иностранного государства, а также возможность заказчиков осуществлять закупки различными способами, включая неконкурентные закупки, в том числе путем закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых может не предусматриваться подача заявки на участие в закупке.
Аналогичные по существу положения проектируются для случая принятия Правительством Российской Федерации меры, устанавливающей запрет закупки работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом.
4.3. В отношении принимаемой Правительством Российской Федерации меры, устанавливающей ограничение закупки товара, происходящего из иностранного государства, предлагается предусмотреть непосредственно в положениях Закона N 223-ФЗ и Закона N 44-ФЗ, что не допускается:
заключение договора (контракта), предусматривающего поставку товара, происходящего из иностранного государства, в случае если на участие в закупке подано и признано соответствующим установленным требованиям хотя бы одно предложение о поставке товара российского происхождения (так называемый механизм "второй лишний");
замена при исполнении договора (контракта) товара на товар, происходящий из иностранного государства, если договор (контракт) при его заключении предусматривал поставку товара российского происхождения.
В Законе N 44-ФЗ в отношении указанной меры также предлагается дополнительно установить, что заявка, содержащая предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства, подлежит отклонению, если на участие в закупке подана и признана соответствующей установленным требованиям заявка, содержащая предложение о поставке товара российского происхождения.
Аналогичные по существу положения проектируются для случая принятия Правительством Российской Федерации меры, устанавливающей ограничение закупки работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом.
4.4. В отношении принимаемой Правительством Российской Федерации меры, устанавливающей преимущество товару российского происхождения, предлагается предусмотреть непосредственно в положениях Закона N 223-ФЗ и Закона N 44-ФЗ, что для цели рассмотрения (оценки) предложений участников закупки осуществляется условное снижение (или увеличение в случае проведения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) за право заключить договор или контракт) на пятнадцать процентов ценового предложения участника закупки, предлагающего к поставке весь товар российского происхождения.
Указанное снижение позволит улучшить положение такого участника закупки при присвоении порядковых номеров заявкам, поданным на участие в закупке, и повысить вероятность его победы. При этом предусматривается, что в случае его победы договор (контракт) контракт будет заключаться по цене, предложенной таким участником без учета указанного снижения (увеличения). Такой механизм в настоящее время предусмотрен подзаконным нормативным правовым актом, принятым в реализацию части 4 статьи 14 Закона N 44-ФЗ, для конкурсов и запросов котировок. В целях унификации и упрощения указанный механизм предлагается распространить также на случаи проведения аукционов.
Аналогичные по существу положения проектируются для случая принятия Правительством Российской Федерации меры, устанавливающей преимущество работе, услуге, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом.
4.5. По результатам проработки, проведенной во исполнение вышеуказанных поручений, представляется целесообразным сохранить возможность принятия меры, устанавливающей преимущества товару российского происхождения, работе, услуге, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом. В настоящее время такая мера предусмотрена в условиях допуска, предусмотренных частью 4 статьи 14 Закона N 44-ФЗ.
Наличие указанной меры позволит Правительству Российской Федерации оказать дополнительную поддержку участникам закупки, например, предлагающих к поставке товар, производимый в Российской Федерации (в государствах-членах ЕАЭС), но в отношении которого еще не достигнуто требуемое количество баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) для включения в реестр российской промышленной продукции (евразийский реестр промышленных товаров).
Полномочия на установление указанного преимущества предлагается закрепить за Правительством Российской Федерации для обеспечения возможности Правительству Российской Федерации комплексно урегулировать (в одном уровне нормативных правовых актов) все вопросы, связанные с принятием проектируемых мер (устанавливающих запрет, ограничение, преимущество) и с их реализацией.
5. Состав информации и документов, подтверждающих российское происхождение товара, предлагается определять в акте Правительства Российской Федерации, поскольку указанные информация и документы могут отличаться в зависимости от сферы производства и обращения товара, а также от вида принимаемой меры (запрет, ограничение, преимущество).
5.1. В отношении промышленной продукции, а также программного обеспечения предполагается преимущественно использовать реестровый способ подтверждения российского происхождения товара, поскольку созданы и применяются единый реестр российской радиоэлектронной продукции, реестр российской промышленной продукции, евразийский реестр промышленных товаров, единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единый реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза.
Информация об иных товарах, не относящихся к промышленным товарам, например, сельскохозяйственная продукция, а также о вооружении, военной и специальной технике, об образцах вооружения, военной и специальной техники, разработанных в соответствии с конструкторской документацией с литерой не ниже "О1" в указанные реестры не включается.
В этой связи при разработке соответствующего акта Правительства Российской Федерации потребуется проработать и определить для использования иные информацию и документы, подтверждающие российское происхождение товара, для случаев невозможности использования вышеуказанных реестров.
Например, в отношении пищевой продукции возможно рассмотреть вопрос о представлении информации из реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствия, поскольку, учитывая положения постановлений Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1856 "О порядке формирования и ведения реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии" и приказа Минпромторга России от 27 мая 2021 N 1934 "Об утверждении форм сертификата соответствия и декларации о соответствии и составов сведений, содержащихся в них", декларации о соответствии в отношении пищевой продукции содержат информацию о стране изготовителя продукции и подлежат включению в указанный реестр, представляющий собой открытый государственный информационный ресурс на базе программно-аппаратных средств национального органа по аккредитации, обеспечивающих возможность доступа к сведениям в сети "Интернет".
5.2. Как и в действующих положениях Закона N 44-ФЗ (пункт 5 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ), Законопроект предусматривает обязательное включение информации и документов, подтверждающих российское происхождение товара и определенных Правительством Российской Федерации, в заявках на участие в закупках.
При этом для случаев использования вышеуказанных реестров при подготовке подзаконных нормативных правовых актов, необходимых для реализации Законопроекта, предполагается предусмотреть использование номера реестровой записи из соответствующего реестра в качестве информации, подтверждающей российское происхождение товара.
В целях совершенствования прослеживаемости информации о закупках товаров российского происхождения, осуществляемых в соответствии с Законом N 44-ФЗ, планируется обеспечить указание такого номера в заявках на участие в закупках (с использованием функциональных возможностей электронной площадки, в том числе путем информационного взаимодействия с соответствующим реестром при наличии возможности такого взаимодействия) и в реестре контрактов, заключенных заказчиками.
Дополнительные изменения по указанному вопросу непосредственно в Закон N 44-ФЗ не требуются, поскольку порядок формирования информации и документов на электронных площадках и в единой информационной системе в сфере закупок, а также порядок ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 5, частью 6 статьи 103 Закона N 44-ФЗ.
5.3. В Закон N 223-ФЗ вносятся изменения, предусматривающие обязательное указание в заявках на участие в закупках, осуществляемых в соответствии со статьей 34 Закона N 223-ФЗ, информации и документов, подтверждающих российское происхождение товара и определенных Правительством Российской Федерации. Соответствующие изменения вносятся только в части указанных закупок, поскольку в отношении иных закупок состав и содержание заявок Законом N 223-ФЗ не регулируется, а неконкурентные закупки могут проводиться без подачи заявок.
В целях совершенствования прослеживаемости информации о закупках товаров российского происхождения также планируется обеспечить указание номера реестровой записи из соответствующего реестра (для случаев использования такого реестра) в таких заявках с использованием функциональных возможностей электронной площадки (в том числе путем информационного взаимодействия с соответствующим реестром при наличии возможности такого взаимодействия), а также в реестре договоров, заключенных заказчиками.
Дополнительные изменения по указанному вопросу непосредственно в Закон N 223-ФЗ не требуются, поскольку соответствующие вопросы могут быть урегулированы Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 34, частью 1 стать 41 Закона N 223-ФЗ.
6. Законопроект содержит изменения по вопросу установления минимального обязательного объема закупок товаров российского происхождения.
6.1. При осуществлении в соответствии с Законом N 44-ФЗ закупок, в отношении которых установлено ограничение, Законопроект не предусматривает использование механизма минимального обязательного объема закупок товаров российского происхождения, поскольку:
указанный механизм с учетом установленного в соответствии с Договором ЕАЭС порядка осуществления закупок в настоящее время сводится к составлению годового отчета о сложившихся показателях по результатам закупок в отчетному году с составлением обоснования невозможности достижения целевых значений. При этом заказчик фактически лишен возможности обеспечить достижение целевых значений, поскольку такое достижение напрямую зависит от действий иных лиц - множества участников закупок, которые не обязаны предлагать заказчику к поставке исключительно товар российского происхождения;
Законопроект предусматривает максимальные возможности для заключения контракта с поставщиком, предлагающим к поставке товары российского происхождения, с российским лицом, выполняющим работы (оказывающим услуги) за счет внедрения (при установлении Правительством Российской Федерации ограничения) вышеуказанного механизма "второй лишний", в связи с чем презюмируется закупка товара российского происхождения в случае подачи заявки, содержащей предложение о его поставке, соответственно, установление целевых минимальных значений по данному вопросу не потребуется.
6.2. Законопроект предусматривает сохранение механизма минимального обязательного объема закупок товаров российского происхождения при осуществлении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ, так как проектируемые меры, устанавливающие запрет, ограничение, преимущество смогут охватить не всех заказчиков и (или) не все закупки, осуществляемые определенным заказчиком, поскольку как указано в пункте 2 настоящей пояснительной записки такие запрет, ограничение, преимущество Правительство Российской Федерации сможет установить для случаев, при которых соответствующий международный договор содержит положения (изъятия, исключения), при которых национальный режим не предоставляется.
7. В целях учета осуществления закупок товаров российского происхождения Законопроект предусматривает сохранение действующих положений (Закона N 44-ФЗ и подзаконных нормативных правовых актов, изданных в реализацию положений Закона N 223-ФЗ), касающихся составления заказчиками по итогам года отчета об объеме закупок товаров российского происхождения.
Предлагается унифицировать подходы к рассмотрению и анализу указанных отчетов уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в настоящее время Минпромторг России) путем включения в Закон N 223-ФЗ положений по данному вопросу, аналогичных по существу содержащимся в настоящее время в Законе N 44-ФЗ.
При этом Законопроект в целях ускорения получения информации об объемах закупок товаров российского происхождения предусматривает ускорение составления указанных отчетов, их рассмотрение и анализ в целях обеспечения его завершения до 1 марта года, следующего за отчетным (вместо 30 мая, как это предусмотрено в настоящее время с учетом предусмотренных Законом N 44-ФЗ сроков составления отчетов и установленного порядка мониторинга закупок, установленного в соответствии с частью 4 статьи 97 Закона N 44-ФЗ).
8. Законопроект не предусматривает изменений в Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации", направленных на приведение положений статьи 18 указанного Федерального закона в соответствие с проектируемыми изменениями в Закон N 223-ФЗ и Закон N 44-ФЗ, поскольку Минпромторгом России разработан проект федерального закона (письмо Аппарата Правительства Российской Федерации от 15 марта 2023 г. N 6431-П9), предусматривающий изложение указанной статьи в новой редакции, не требующей приведения в соответствие с проектируемыми изменениями.
Законопроектом предусмотрен особый срок вступления в силу проектируемых изменений - с 1 октября 2023 года в целях обеспечения подготовки участников правоотношений к проектируемым изменениям, обеспечения издания подзаконных нормативных правовых актов, необходимых для реализации Законопроекта, а также для осуществления необходимых доработок соответствующих информационных систем.
В Законопроекте отсутствуют положения о требованиях, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, в связи с чем отсутствует информация о соответствующем виде государственного контроля (надзора), о виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение указанных обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Дополнительно следует отметить, что отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований в сфере действия законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, исключены из сферы применения Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (пункт 4 части 2 статьи 1 указанного Федерального закона), а положения Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" не применяются к организации и осуществлению контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 15 части 4 статьи 2 указанного Федерального закона).
Реализация Законопроекта не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, не окажет негативного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации, а также направлена на достижение целей Государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", и мероприятий федеральных проектов, предусмотренных паспортом указанной государственной программы.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.