Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области создания Международной научной лунной станции"
(подготовлен Госкорпорацией "Роскосмос" 04.05.2023 г.)
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области создания Международной научной лунной станции, подписанное в г. Москве и г. Пекине 25 ноября 2022 г. в рамках 27-й встречи глав правительств России и Китая (далее соответственно - Соглашение, Стороны, МНЛС), отвечает интересам Российской Федерации.
Соглашение заключено с целью создания организационной и правовой основ для реализации взаимовыгодного сотрудничества между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в области создания и использования МНЛС.
Соглашение отвечает интересам Российской Федерации, так как будет способствовать укреплению стратегического партнерства Российской Федерации с Китайской Народной Республикой, развитию российской космической деятельности, закреплению ведущей роли Российской Федерации в освоении космического пространства, включая реализацию работ по исследованию и использованию Луны.
Задачей МНЛС является проведение многопрофильных и многоцелевых научно-исследовательских работ, включая исследование и использование Луны, фундаментальные исследовательские эксперименты и проверку технологий, с возможностью длительной беспилотной эксплуатации МНЛС с перспективой обеспечения присутствия человека на Луне.
Осуществление двустороннего российско-китайского сотрудничества в области создания и использования МНЛС позволит повысить эффективность проводимых на МНЛС исследований в связи со снижением затрат на использование и создание МНЛС и избежать потенциальных технических и финансовых рисков при реализации проектов по исследованию и использованию Луны, а также осуществить подготовку научных сотрудников и специалистов, которые будут осуществлять реализацию научных космических проектов в будущем.
Соглашение включает положения об охране интеллектуальной собственности, создаваемой или передаваемой в рамках Соглашения, правовой и физической защите имущества Стороны, находящегося в рамках Соглашения на территории государства другой Стороны, а также определяет порядок таможенного регулирования.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федеральным законом от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) Соглашение подлежит ратификации, поскольку содержит правила иные, чем предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, в части, касающейся обеспечения иммунитета взаимно согласованных категорий товаров от любых изъятий и (или) исполнительных производств (статья 11 Соглашения), применения принципа взаимного отказа Сторон, компетентных органов и назначенных организаций обеих Сторон от предъявления друг другу требований об ответственности и о возмещении ущерба при осуществлении совместной деятельности (статья 12 Соглашения), освобождения товаров от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении товаров, ввоз и вывоз которых осуществляется в рамках Соглашения (статья 13 Соглашения).
Иные основания для ратификации Соглашения, предусмотренные статьей 15 Федерального закона N 101-ФЗ, отсутствуют.
Проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области создания Международной научной лунной станции" (далее - законопроект) и проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении на ратификацию Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области создания Международной научной лунной станции" (далее - проект постановления) подготовлены в соответствии со статьей 16 Федерального закона N 101-ФЗ.
Решения, предлагаемые законопроектом и проектом постановления, будут способствовать достижению целей государственной программы Российской Федерации "Космическая деятельность России", в том числе в части стимулирования развития технологического и кадрового потенциалов российской космической отрасли.
Законопроект и проект постановления соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте и проекте постановления отсутствуют требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Реализация положений законопроекта и проекта постановления не повлечет дополнительных расходов и не повлияет на доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Принятие соответствующего законопроекта и проекта постановления не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых законопроектом и проектом постановления решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заместитель генерального директора |
С.В.Савельев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.