Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации для определения основных положений, регулирующих оказание на оптовом рынке электрической энергии и мощности услуг по управлению изменением режима потребления"
(подготовлен Минэнерго России 04.05.2023 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской для определения основных положений, регулирующих оказание на оптовом рынке электрической энергии и мощности услуг по управлению изменением режима потребления" (далее - проект постановления, проект изменений) разработан во исполнение пункта 7 раздела II плана мероприятий ("дорожной карты") о совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению "Энерджинет", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.03.2022 N 402-р, и в целях реализации положений проекта федерального закона N 212399-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике", принятого Государственной Думой Российской Федерации в 1 чтении (постановление Государственной Думы Российской Федерации N 2661-8 ГД от 13.12.2023).
Проект постановления предусматривает внесение изменений в следующие нормативные правовые акты:
а) Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее- ПНД к услугам КО).
Изменения предусматривают изложение указанных правил в новой редакции с включением положений, связанных с оказанием на оптовом рынке электрической энергии и мощности (далее - ОРЭМ) услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии (далее - услуги по управлению изменением режима потребления, услуги):
- описание документов и процедур, которые необходимо выполнить юридическому лицу - заявителю для целей получения доступа к услугам коммерческого оператора в качестве агрегатора (в случае если такое юридическое лицо не является субъектов оптового рынка - поставщиком электрической энергии и (или) мощности и покупателем электрической энергии и мощности), в том числе установление требований к согласованию однолинейной схемы присоединения к внешней электрической сети и перечня точек измерений для целей коммерческого учета электрической энергии (мощности) для таких объектов с участием собственника смежных энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства) и субъекта оптового рынка, за которым закреплено на ОРЭМ соответствующее энергопринимающее оборудование;
б) Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1172 (далее - Правила оптового рынка).
Данные изменения предусматривают:
- установление требований для получения и порядка получения юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка - агрегатора управления изменением режима потребления, включая требования к формированию заявителем и последующей регистрации объектов регулирования потребления электроэнергии и агрегированных объектов управления, распределение функций по регистрации объектов регулирования потребления электроэнергии и агрегированных объектов управления между коммерческим оператором и системным оператором (коммерческий оператор осуществляет регистрацию объектов регулирования, в том числе осуществляет проверку выполнения требований по коммерческому учету и дальнейшие сбор, обработку и передачу системному оператору данных коммерческого учета, системный оператор осуществляет регистрацию агрегированных объектов управления, аттестацию агрегированных объектов управления, включая аттестацию при регистрации таких объектов), порядок подтверждения (аттестации) заявляемых параметров объектов регулирования потребления электроэнергии и агрегированных объектов управления;
- установление требований к коммерческому учету для регистрации объектов регулирования потребления электроэнергии и дальнейшего оказания услуг, в том числе в части оснащения средств измерений потребителей розничных рынков техническими устройствами без измерительной функции, обеспечивающими передачу коммерческому оператору результатов измерений, и предоставлением возможности коммерческому оператору получить удаленный доступ к средствам измерений, техническим устройствам без измерительной функции для проверки корректности данных коммерческого учета, дальнейшее применение с 01.01.2027 на объектах регулирования средств измерений, относящихся к интеллектуальным системам учета электрической энергии;
- порядок предоставления права на оказание услуг по управлению изменением режима потребления в отношении зарегистрированных агрегированных объектов управления;
- дополнение перечня существенных условий договора о присоединении к торговой системе оптового рынка условиями, связанными с оказанием услуг по управлению изменением режима потребления;
- уточнение порядка осуществления системным оператором выбора состава включенного генерирующего оборудования и генерирующего оборудования, находящегося в резерве (ВСВГО) с учетом наличия агрегированных объектов управления, в отношении которых заключены договоры оказания услуг по управлению изменением режима потребления и соответствующим субъектом ОРЭМ заявлена готовность к оказанию услуг, уточнение порядка подачи уведомлений субъектами оптового рынка, включая уведомления о готовности к оказанию услуг;
- особенности проведения конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед и конкурентного отбора заявок для балансирования системы с учетом уведомлений субъектов оптового рынка - исполнителей по договорам оказания услуг по управлению изменением режима потребления о готовности к оказанию услуг на соответствующие сутки, установление условий для участия в отборе для балансирования системы агрегированных объектов управления - подтверждение такой возможности и наличие системы обмена информацией с системным оператором на объекте регулирования, установление особенностей учета услуг при проведении указанных отборов на период до 2027 года (переходный период функционирования целевой модели управления спросом), установление срока учета оказания услуг по управлению изменением режима потребления на ОРЭМ в конкурентных отборах ценовых заявок на сутки вперед и конкурентных отборах заявок для балансирования системы посредством формирования ценовых заявок (для включения в отборы в качестве аналога ценовых заявок, подаваемых в отношении генерирующих объектов на ОРЭМ) на величину снижения потребления электрической энергии агрегированными объектами управления, отобранными на текущий период оказания услуг;
- особенности учета при проведении конкурентных отборов мощности (в спросе на мощность) ожидаемого объема услуг по управлению изменением режима потребления, определяемого как прогнозируемый объем услуг, установленный в соответствии с порядком, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса (приказом Минэнерго России), с применением коэффициента, отражающего фактическое исполнение обязательств по управлению изменением режима потребления за прошедшие периоды, с установлением особенностей определения ожидаемого объема услуг по управлению изменением режима потребления, и коэффициента, отражающего фактическое исполнение услуг: для конкурентных отборов мощности, проводимых в 2024 году, прогнозируемый объем услуг предлагается определить в размере 2097 МВт, а коэффициент, отражающий фактическое исполнение обязательств по управлению изменением режима потребления, рассчитывать в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка по данным о результатах оказания услуг по управлению спросом на электрическую энергию и осуществления ценозависимого снижения объема покупки электрической энергии на ОРЭМ в 2022 и 2023 годах. Прогнозируемый объем услуг по управлению изменением режима потребления определён как максимальное значение суммарной величины планового объема снижения потребления, заявленного субъектами электроэнергетики, допущенными к участию в конкурентных отборах, проводимых системным оператором в 2023 году в рамках реализации пилотного проекта по управлению спросом потребителей розничного рынка электроэнергии (2023 год принят в расчёт как период реализации пилотного проекта, максимально приближенный по условиям реализации к целевой модели управления спросом), с учетом медианного значения коэффициента, отражающего изменение максимального значения суммарной величины планового объема снижения потребления, заявленного субъектами электроэнергетики в конкурентных отборах в рамках данного пилотного проекта, и исходя из предположения, что в период с 2024 по 2027 год рост предложения будет соответствовать указанному коэффициенту;
- порядок проведения системным оператором долгосрочных (на один полный календарный год (на все 4 периода оказания услуг (4 квартала), на который проводится конкурентный отбор мощности (в 2024 году планируется проведение конкурентного отбора мощности на 2027 год с учетом планирующихся изменений в Правила оптового рынка в части сроков проведения таких отборов, связанных с выходом постановления Правительства РФ от 30.12.2022 N 2556 "Об утверждении Правил разработки и утверждения документов перспективного развития электроэнергетики, изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации") и краткосрочных (на предстоящий квартал) отборов исполнителей услуг по управлению изменением режима потребления, в том числе с применением ценовых, стоимостных и объемных ограничений, установленных проектом федерального закона N 212399-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике". Характеристики указанных ограничений формируются с учетом периода, на который проводится отбор: для долгосрочных отборов максимальный объем для отбора (прогнозируемый объем) формируется в соответствии с порядком, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса (приказом Минэнерго России), предельная цена определяется как цена продажи мощности по итогам конкурентного отбора мощности на соответствующий год, а для краткосрочных отборов ограничением по объему является максимальный объем для долгосрочного отбора, уменьшенный на отобранный на соответствующий квартал объем услуг при условии наличия действующих договоров оказания услуг на такие объемы, предельная стоимость формируется с учетом показателя экономического эффекта для покупателей ОРЭМ от оказания услуг по управлению изменением режима потребления за прошедшие расчетные периоды, определяемого исходя из влияния услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии на результаты торговли электрической энергией и мощностью на оптовом рынке, рассчитываемого в отношении 1 МВт снижения потребления электрической энергии при оказании услуг по управлению изменением режима потребления с учетом коэффициента, отражающего ожидаемый экономический эффект от оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии по результатам торговли мощностью за предстоящий период, на который проводится соответствующий отбор ресурса по управлению изменением режима потребления, предельная цена определяется как прогнозная свободная (нерегулируемая) цена на мощность для ценовой зоны на соответствующий период оказания услуг. Для проведения краткосрочных отборов ресурса в 2024 году предлагается установить особенности: прогнозируемый объем услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии в ценовой зоне оптового рынка определить равным 1328 МВт. Данное значение прогнозируемого объема услуг по управлению изменением режима потребления определено как максимальное значение суммарной величины планового объема снижения потребления, заявленного субъектами электроэнергетики, допущенными к участию в конкурентных отборах, проводимых Системным оператором в 2023 году в рамках реализации пилотного проекта по управлению спросом потребителей розничного рынка электроэнергии (2023 год принят в расчёт как период реализации пилотного проекта, максимально приближенный по условиям реализации к целевой модели управления спросом), с учетом медианного значения коэффициента, отражающего изменение максимального значения суммарной величины планового объема снижения потребления, заявленного субъектами электроэнергетики в конкурентных отборах в рамках реализации данного пилотного проекта;
- требования к участию в отборах исполнителей услуг по управлению изменением режима потребления, включая порядок подачи заявок с указанием характеристик снижения потребления: количество часов непрерывного снижения потребления электрической энергии (1, 2, 3 или 4 часа), почасового объем снижения потребления в течение указанного количества часов снижения, цены услуги, и отбора ценовых заявок и ценообразования (маржинальное по ценовой зоне), с установлением особенностей проведения краткосрочных отборов исполнителей услуг, учитывающих сезонный фактор: предусматривается возможность указания почасового объем снижения потребления помесячно, а также требования по публикации информации для проведения отборов, требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств, возникающих по результатам отбора ресурса по управлению изменением режима потребления,
- порядок определения фактического объема оказанных услуг и порядок определения готовности (аналогично подходам, применяемым на ОРЭМ для генерирующих объектов, участвующих в рынке мощности), с подтверждением выполнения исполнителем услуг условий поддержания его агрегированного объекта управления в состоянии готовности к оказанию услуг по управлению изменением режима потребления, порядок определения предельного объема снижения потребления агрегированного объекта управления по результатам аттестации (в том числе по итогам тестирования для объектов, ранее не задействованных в оказании данных услуг) агрегированного объекта управления,
- установление требования об уплате исполнителем услуг денежных сумм покупателям ОРЭМ при полном невыполнении принятых договорных обязательств или отказе от исполнения договора,
- порядок формирования обязательств по оплате фактически оказанных услуг для покупателей ОРЭМ,
- включение в состав составляющих предельных уровней нерегулируемых цен, формируемых коммерческим оператором в отношении гарантирующих поставщиков - участников ОРЭМ, средневзвешенной цены услуги по управлению изменением режима потребления,
- установление в специальном разделе Правил оптового рынка особенностей порядка проведения отборов исполнителей услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии на период по 31.12.2026 и порядка оказания услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии в 2024-2026 годах (в переходном периоде функционирования целевой модели);
в) Правила определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1179.
Данные изменения предусматривают порядок учета при определении гарантирующими поставщиками предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) платы за услуги по управлению изменением режима потребления, приобретаемые гарантирующим поставщиком на оптовом рынке электрической энергии и мощности в расчетном периоде;
г) Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442.
Данные изменения предусматривают:
- включение в состав субъектов розничных рынков агрегаторов управления изменением режима потребления,
- включение в систему правоотношений на розничных рынках отношений по оказанию услуг по изменению режима потребления электрической энергии потребителями розничных рынков на основании заключаемых с агрегаторами договоров,
- порядок определения объема потребления электрической энергии на розничных рынках для целей подтверждения выполнения обязательств по договорам оказания услуг по изменению режима потребления,
- включение в перечень ценовых параметров, транслируемых гарантирующим поставщиком или энергосбытовой, энергоснабжающей организацией по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) потребителям, стоимости услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии, приобретенных на оптовом рынке, в том числе включение в перечень ценовых параметров в составе предельного уровня нерегулируемых цен для 1-6 ценовых категорий платы за услуги по управлению изменением режима потребления, и дополнение перечня данных, формируемых коммерческим оператором оптового рынка для целей определения указанного предельного уровня нерегулируемых цен, средневзвешенной цены услуги по управлению изменением режима потребления, установление порядка определения величины платы за услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии в зависимости от ценовых категорий;
д) Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178. Данные изменения предусматривают порядок формирования цены (тарифа) на услуги коммерческого оператора по организации торговли на оптовом рынке в части, связанной с заключением и организацией исполнения сделок по оказанию услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии;
е) Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24. Данные изменения предусматривают дополнение состава публикуемой информации о функционировании ОРЭМ данными о результатах конкурентных отборов исполнителей услуг по управлению изменением режима потребления и данными о совокупном экономическом эффекте оказания услуг по управлению изменением режима потребления на ОРЭМ и совокупной стоимости таких услуг.
Проект постановления содержит обязательные требования в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на услуги коммерческого оператора по организации торговли на оптовом рынке в части, связанной с заключением и организацией исполнения сделок по оказанию услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии, федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях, привлечения к административной ответственности за нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения) (статья 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КОАП), злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (статья 14.31 КОАП).
Так, пунктом 5 проекта изменений в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, предлагается дополнить новым видом цен (тарифов) на услуги коммерческого оператора - цены (тарифы) на услуги коммерческого оператора по организации торговли на оптовом рынке в части, связанной с заключением и организацией исполнения сделок по оказанию услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии.
Предлагаемые проектом постановления изменения основываются на статье 231 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", которая предусматривает, что цены (тарифы) на услуги коммерческого оператора подлежат государственному регулированию.
Полномочия Правительства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), в том числе в части определения принципов и методов расчета цен (тарифов), установлены статьей 24 указанного Федерального закона.
Государственный контроль за правильностью применения государственных регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, а также привлечение к административной ответственности в рамках своих полномочий осуществляет Федеральная антимонопольная служба.
Контроль за соблюдением ПНД к услугам КО (пункт 1 изменений) осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях, за нарушение соответствующих положений возможно привлечение к административной ответственности за нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения) (статья 9.21 КОАП), злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (статья 14.31 КОАП).
Апробирование механизма управления изменением режима потребления электрической энергии осуществлялось в рамках пилотного проекта по функционированию модели управления спросом на электрическую энергию, реализуемого с 2019 года в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 20 марта 2019 года N 287 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования агрегаторов управления спросом на электрическую энергию в Единой энергетической системе России, а также совершенствования механизма ценозависимого снижения потребления электрической энергии и оказания услуг по обеспечению системной надежности".
Всего за период с июля 2019 года по декабрь 2022 года эффект от учета ресурсов управления спросом на электрическую энергию в конкурентном отборе ценовых заявок на сутки вперед (далее - РСВ) для всех покупателей оптового рынка, составил 3,78 млрд. рублей.
В том числе, эффект для участников пилотного проекта составил 2,83 млрд. рублей и для потребителей оптового рынка, не участвующих в проекте, - 0,95 млрд. рублей.
Задействование ресурсов управления спросом в рамках пилотного проекта показало эффективность даже в усеченном варианте, без учета указанного механизма в рынке мощности.
В рамках пилотного проекта были подтверждены высокая заинтересованность потребителей розничного рынка в участии в подобном механизме и наличие большого разнообразия технологий, позволяющих управлять электропотреблением потребителей розничного рынка разного типа.
Реализация положений, предусмотренных проектом постановления, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект постановления не связан с реализацией государственных программ Российской Федерации и не влияет на достижение их целей.
Проект постановления соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта постановления не потребует роста расходных обязательств федерального бюджета и бюджетов иных уровней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.