Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в общие требования к закреплению за органами государственной власти (государственными органами) субъекта Российской Федерации, органами управления территориальными фондами обязательного медицинского страхования, органами местного самоуправления, органами местной администрации полномочий главного администратора доходов бюджета и к утверждению перечня главных администраторов доходов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, местного бюджета"
(подготовлен Минфином России 18.05.2023 г.)
Проектом постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в общие требования к закреплению за органами государственной власти (государственными органами) субъекта Российской Федерации, органами управления территориальными фондами обязательного медицинского страхования, органами местного самоуправления, органами местной администрации полномочий главного администратора доходов бюджета и к утверждению перечня главных администраторов доходов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, местного бюджета" (далее - проект постановления) предлагается внести в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2021 N 1569 "Об утверждении общих требований к закреплению за органами государственной власти (государственными органами) субъекта Российской Федерации, органами управления территориальными фондами обязательного медицинского страхования, органами местного самоуправления, органами местной администрации полномочий главного администратора доходов бюджета и к утверждению перечня главных администраторов доходов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, местного бюджета" (далее - Общие требования) следующие изменения.
1. Предлагаемые изменения в Общие требования
в части утверждения перечня главных администраторов доходов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, местного бюджета.
1.1. Учитывая, что отдельные федеральные органы государственной власти (государственные органы) наряду со своими территориальными органами правомочны осуществлять полномочия главных администраторов доходов соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании принятых правовых актов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" проектом постановления предлагается предусмотреть возможность включения федеральных органов государственной власти (государственных органов) в перечни главных администраторов доходов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, местного бюджета.
1.2. В соответствии с пунктом 6 Общих требований закрепление, в том числе за органами местной администрации бюджетных, полномочий главного администратора доходов бюджета производится с учетом выполняемых ими полномочий по оказанию государственных (муниципальных) услуг, полномочий по исполнению государственных (муниципальных) функций, при реализации которых возникают обязанности юридических и физических лиц по перечислению средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также полномочий по предъявлению требований о передаче публично-правовому образованию имущества, в том числе денежных средств (если иное не предусмотрено пунктом 6 Общих требований).
Исходя из изложенного, проектом постановления предлагается предусмотреть возможность включения органов местной администрации, осуществляющих бюджетные полномочия главного администратора доходов соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета) в перечни главных администраторов доходов бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
2. Предлагаемые изменения в Общие требования
в части закрепления за органами государственной власти (государственными органами) субъекта Российской Федерации, органами управления территориальными фондами обязательного медицинского страхования, органами местного самоуправления, органами местной администрации полномочий главного администратора
Проектом постановления предлагается Общие требования в части закрепления за органами государственной власти (государственными органами) субъекта Российской Федерации, органами управления территориальными фондами обязательного медицинского страхования, органами местного самоуправления, органами местной администрации полномочий главного администратора доходов бюджета дополнить положениями, предусматривающими возможность осуществления полномочий главного администратора доходов бюджета с учетом выполняемых ими полномочий по оказанию государственных (муниципальных) услуг, полномочий по исполнению государственных (муниципальных) функций, при реализации которых возникают обязанности юридических и физических лиц по перечислению средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
2.1. Согласно положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий, являются в том числе должностные лица казенных учреждений (руководители государственных учреждений), главные государственные инспектора (в том числе государственные инспекторы) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с абзацем вторым подпункта 8.3 пункта 8 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуры и принципов назначения, утвержденных приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н (далее - Порядок N 82н), в случае вынесения постановлений о наложении денежных взысканий (штрафов) по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, предписаний об уплате штрафов в соответствии с законодательством Российской Федерации должностными лицами казенных учреждений (в том числе государственными инспекторами в случаях, установленных законодательством Российской Федерации) доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от денежных взысканий (штрафов) присваиваются коды классификации доходов бюджетов, содержащие код главного администратора доходов бюджета, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом местного самоуправления, органом управления государственным внебюджетным фондом, в ведении которых находятся данные казенные учреждения.
В этой связи проектом постановления предлагается предусмотреть возможность осуществления полномочий главного администратора доходов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, местного бюджета в отношении доходов от денежных взысканий (штрафов) в случае вынесения постановлений о наложении денежных взысканий (штрафов) по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, предписаний об уплате штрафов в соответствии с законодательством Российской Федерации должностными лицами казенных учреждений (в том числе государственными инспекторами в случаях, установленных законодательством Российской Федерации), органом государственной власти (государственным органом), органом местного самоуправления, органом управления территориальным фондом обязательного медицинского страхования, в ведении которых находятся данные казенные учреждения, и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями.
2.2. В соответствии с положениями статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее - органы контроля) в пределах компетенции в адрес объектов контроля направляются представления (содержащие требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий, требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения) и (или) предписания (содержащие обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию).
В случае возврата объектом контроля в доход бюджета использованных с нарушением средств бюджета на основании соответствующего представления и (или) предписания органа контроля администратором доходов указанных средств будет являться главный администратор бюджетных средств, ранее их предоставивший.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 8.14 пункта 8 Порядка N 82н, в случае принятия федеральным судом (мировым судьей) по результатам рассмотрения гражданского дела, гражданского иска, предъявленного в рамках уголовного дела, судебного акта о взыскании денежных средств в связи с допущенными нарушениями предоставления и использования бюджетных средств, в том числе бюджетных инвестиций, субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, либо перечисления денежных средств до вынесения федеральным судом (мировым судьей) судебного акта, доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации присваиваются коды классификации доходов бюджетов, содержащие код главного администратора доходов бюджета, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом местного самоуправления, государственной корпорацией, предоставившими такие бюджетные средства лицам, использовавшим их с нарушениями.
В этой связи проектом постановления предлагается предусмотреть возможность осуществления полномочий главного администратора доходов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, местного бюджета в случае принятия федеральным судом (мировым судьей) по результатам рассмотрения гражданского дела, гражданского иска, предъявленного в рамках уголовного дела, судебного акта о взыскании денежных средств в связи с допущенными нарушениями предоставления и использования бюджетных средств, в том числе бюджетных инвестиций, субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, либо перечисления денежных средств до вынесения федеральным судом (мировым судьей) судебного акта органом государственной власти (государственным органом) субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, предоставившими такие бюджетные средства лицам, использовавшим их с нарушениями.
2.3. Согласно пункту 5.2 статьи 46 БК РФ суммы штрафов, установленных КоАП РФ, за административные правонарушения, выявленные инспекторами Счетной палаты Российской Федерации, должностными лицами контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, подлежат зачислению соответственно в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов (если иное не установлено пунктом 6 статьи 46 БК РФ).
Кроме того, в соответствии с абзацем вторым подпункта 8.19 пункта 8 Порядка N 82н доходам бюджетов субъектов Российской Федерации от административных штрафов, установленных КоАП РФ, за административные правонарушения, выявленные должностными лицами контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, присваиваются коды классификации доходов бюджетов, содержащие код главного администратора доходов бюджета субъекта Российской Федерации, являющегося контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации, от имени которого должностные лица выявили административные правонарушения.
В этой связи проектом постановления предлагается предусмотреть возможность осуществления полномочий главного администратора доходов бюджета субъекта Российской Федерации в отношении доходов от административных штрафов, установленных КоАП РФ, за административные правонарушения, выявленные должностными лицами контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации, от имени которого должностные лица выявили административные правонарушения, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
2.4. В соответствии с положениями статьи 160.1 БК РФ бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, осуществляются в порядке, установленном высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации, а бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся органами местного самоуправления и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, осуществляются в порядке, установленном местными администрациями.
В этой связи и в целях определения возможности (в пределах компетенции) определять орган, осуществляющий в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (муниципальными правовыми актами) соответствующие полномочия в отношении доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), проектом постановления предлагаются редакционные правки положений абзацев 10 и 16 пункта 6 Общих требований (предлагается дополнить словами "если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (муниципальными правовыми актами)" соответственно).
Реализация положений, предусмотренных проектом постановления, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предлагаемые изменения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не окажут влияние на доходы или расходы федерального бюджета.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие и реализация проекта постановления не потребуют дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.