Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении методики расчета размера платежа в целях реализации мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельных производственных объектов, которые указаны в пункте 1 статьи 56.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды", в том числе мероприятий, реализуемых при их консервации или ликвидации"
(подготовлен Минприроды России 18.05.2023 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении методики расчета размера платежа в целях реализации мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельных производственных объектов, которые указаны в пункте 1 статьи 56.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды", в том числе мероприятий, реализуемых при их консервации или ликвидации" (далее соответственно - отдельные производственные объекты, проект постановления, Методика) подготовлен в рамках реализации пункта 4 статьи 56.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции Федерального закона от 30.12.2021 N 446-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступает в силу с 01.09.2023) (далее - Закон).
Проект постановления определяет порядок расчета размера компенсационного платежа в случае неисполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, которым принадлежат отдельные производственные объекты требований, установленных пунктами 3 и (или) 4 статьи 56.1 Закона.
В соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 56.4 Закона размер компенсационного платежа не может превышать сумму расчетных затрат на реализацию мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, в том числе мероприятий, реализуемых при его консервации или ликвидации, затрат на выявление возможного загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, а также понесенных затрат на осуществление расчета размера компенсационного платежа.
Кроме того, согласно абзацу первому пункта 5 статьи 56.4 Закона компенсационный платеж уплачивается юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, которым принадлежат отдельные производственные объекты, в течение трех месяцев со дня предъявления федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), требования об уплате компенсационного платежа.
Абзацем вторым пункта 5 статьи 56.4 Закона установлено, что компенсационный платеж не уплачивается в случае представления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем документов и сведений, указанных в пункте 3 или 4 статьи 56.1 Закона, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), в течение двух месяцев со дня предъявления указанным федеральным органом исполнительной власти требования об уплате компенсационного платежа.
Компенсационный платеж относится к неналоговым доходам федерального бюджета.
Средства от платежей по искам о взыскании компенсационных платежей, а также от компенсационных платежей, зачисленные в федеральный бюджет, направляются на реализацию мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, включая мероприятия, реализуемые при его консервации или ликвидации.
Использование средств от платежей по искам о взыскании компенсационных платежей, а также от компенсационных платежей, зачисленных в федеральный бюджет, осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации.
В проекте постановления содержатся обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Так, в случае невыполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, которым принадлежат отдельные производственные объекты требований, установленных пунктами 3 и (или) 4 статьи 56.1 Закона, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования осуществляется расчет размера компенсационного платежа согласно проектируемым положениям Методики по результатам проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в виде выездной проверки в соответствии с частью 3 статьи 90 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", исходя из степени загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта.
Вступление в силу проекта постановления предусматривается с 01.03.2024 но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, и действие его в течение шести лет со дня его вступления в силу с учетом требований части 1 статьи 3 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
Вместе с тем проектом постановления не вводятся дополнительные запреты, ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской деятельности.
Обязанность уплаты компенсационного платежа закреплена Законом, проект постановления является лишь инструментом расчета.
Проект постановления не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, показал отсутствие препятствий для реализации положений проекта постановления.
Предлагаемые проектом постановления решения не влияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе (г. Астана - 29 мая 2014 г.), а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта постановления не потребует дополнительных затрат федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.