Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Закона Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации"
(подготовлен Минприроды России 22.05.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Закона Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации" разработан во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко от 03.05.2023 N 1563-П11-ВА в целях повышения эффективности проведения дрейфующих научно-исследовательских экспедиций в Северном Ледовитом океане и входящих в него морях (далее - законопроект).
Пунктом 14 Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 05.03.2020 N 164, к основным задачам в сфере развития науки и технологий в интересах освоения Арктики отнесено наращивание деятельности по проведению фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным направлениям научно-технологического развития, а также по осуществлению комплексных экспедиционных исследований в Арктике.
Пунктом 105 единого плана мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года и Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2021 N 996-р, предусмотрено проведение комплексных экспедиционных исследований в Северном Ледовитом океане и в прибрежной зоне, выполнение гидрометеорологических, гидрографических и геофизических исследований для обеспечения безопасности мореплавания, а также долгосрочных гидрометеорологических и гидрографических исследований, включая глубоководные, в целях изучения подводной среды.
Одним из наиболее эффективных способов проведения исследований в Северном Ледовитом океане являются экспедиции на дрейфующих научно-исследовательских станциях. Начиная с 1937 года СССР, а затем Российская Федерация организовали 40 дрейфующих станций "Северный полюс" (далее - дрейфующие станции СП). Эта беспрецедентная в истории науки программа позволила получить огромный массив информации, заложить основу современных представлений о природе Северного Ледовитого океана, обеспечить лидерство России в полярных исследованиях.
Однако наблюдаемые в последние десятилетия процессы, связанные с глобальным потеплением, вызвали значительные изменения в природной среде Арктики, в том числе уменьшение площади ледового покрова, изменение характеристик дрейфующего льда. Подобрать подходящую для длительного дрейфа льдину стало проблематичным.
Альтернативой традиционным дрейфующим станциям СП станут дрейфующие станции на базе судна нового типа - ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс" (далее - ЛСП "Северный полюс").
ЛСП "Северный полюс" это судно-лаборатория с прочным корпусом, которое сможет самостоятельно заходить в арктические льды и осуществляет свободный дрейф в течение периода до 2-х лет. В отличие от традиционных дрейфующих станций СП, база экспедиции располагается не во временном лагере на льдине, а на специализированном судне, пришвартованном к льдине.
Осенью 2022 г. на базе ЛСП "Северный полюс" Росгидрометом возобновлена программа регулярных научных наблюдений в Северном ледовитом океане на дрейфующей полярной станции "Северный полюс-41". Траектория дрейфа зависит от многих гидрометеорологических факторов и может значительно отличаться от прогнозируемой.
Таким образом, географический район возможного нахождения судна включает значительную часть Арктического бассейна. Дрейф может продолжаться до 2-х лет.
В течение экспедиции предусмотрено проведение ротаций личного состава и снабжение экспедиции. Эти транспортные операции предполагается выполнять, в том числе при помощи воздушных судов.
В зависимости от складывающейся ситуации и траектории дрейфа ЛСП "Северный полюс" воздушным судам, привлеченным к снабжению и выполнению ротаций, при полете к дрейфующей полярной станции "Северный полюс-41" для дозаправки придется использовать аэродромы на о. Котельный (Новосибирские острова), о. Земля Александры (Земля Франца Иосифа), о. Средний (арх.) Северная Земля.
Оформление убытия воздушных судов за пределы Российской Федерации с последующим прибытием в российские порты регламентируется Законом Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон N 4730-1).
Для получения разрешения на посадку на дрейфующую полярную станцию "Северный полюс-41" на базе ЛСП "Северный полюс" воздушные суда должны пройти пограничный, таможенный и иные виды контроля. Однако данное условие невыполнимо, поскольку на вышеперечисленных аэродромах отсутствуют пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации. Таким образом, обеспечение экспедиции воздушными судами будет невозможно.
В этой связи законопроектом предлагается внести изменения в статью 9 Закона N 4730-1 и установить право неоднократно пересекать государственную границу Российской Федерации вне выделенных воздушных коридоров без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля для российских воздушных судов, осуществляющих доставку людей, грузов и товаров с территории Российской Федерации на российские суда, указанные в подпункте "а" пункта 1 статьи 9.1 Закона N 4730-1, находящиеся в Северном Ледовитом океане и входящих в него морях, либо с указанных судов.
Кроме того, законопроектом предлагается установить, что при выполнении полетов между территорией Российской Федерации и российскими судами, указанными в подпункте "а" пункта 1 статьи 9.1 Закона N 4730-1, находящимися в Северном Ледовитом океане и входящих в него морях, вылет воздушных судов с территории Российской Федерации и их посадка после влета на территорию Российской Федерации могут производиться с аэродромов, вертодромов и посадочных площадок Российской Федерации, в том числе не открытых для международных полетов.
Законопроект не влияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения отсутствуют. Законопроект не содержит правил, иных, чем предусмотренные российским законодательством.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие и реализация законопроекта не повлечет отрицательных социально-экономических и иных последствий.
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, не проводился.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.