Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции"
(подготовлен МВД России 26.05.2023 г.)
Целью законопроекта является уточнение видов контроля (надзора), осуществляемых органами внутренних дел Российской Федерации при реализации обязанностей полиции в рамках контрольной (надзорной) деятельности, а также прав полиции по выдаче предписаний и объявлению предостережений по результатам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий или специального режима государственного контроля (надзора) - постоянного рейда в связи с принятием Федеральных законов от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 170-ФЗ).
Пунктом 19 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ) на полицию возложена обязанность по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, в то время, как положениями Федеральных законов N 248-ФЗ и N 170-ФЗ взамен вышеуказанного надзора в статье 30 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлены иные виды контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения, такие, как: федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасности дорожного движения (далее - федеральный надзор); надзор за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения; государственный контроль (надзор) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, их должностными лицами полномочий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения и соблюдением требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Пунктом 21 части 1 статьи 13 Федерального закона N 3-ФЗ при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения полиции предоставлено право проводить проверки деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, выдавать должностным лицам этих организаций и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений. При этом Федеральным законом N 248-ФЗ к организации и осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения помимо проверок отнесены и иные контрольные (надзорные) мероприятия (контрольная закупка, мониторинговая закупка, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка, наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование), а также специальные режимы государственного контроля (надзора) и действия, осуществляемые контрольным (надзорным) органом, по результатам проведения которых контрольные (надзорные) органы получили право принимать решение не только о выдачи предписания, но и об объявлении предостережения.
В соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1101, Министерство внутренних дел Российской Федерации и его территориальные органы уполномочены на осуществление федерального надзора.
Кроме того, подпунктом "а" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 11 февраля 2023 г. N 83 внесены изменения в пункт 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699 "Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации", которыми на МВД России возлагаются полномочия по осуществлению контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения, государственного контроля (надзора) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, их должностными лицами полномочий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения и соблюдением требований в области обеспечения безопасности дорожного движения (далее - государственный контроль (надзор).
Порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора) установлен Положением о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, их должностными лицами полномочий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения и соблюдением требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2022 г. N 384.
Пунктом 20 части 1 статьи 13 Федерального закона N 3-ФЗ полиции предоставлено право временно ограничивать или запрещать дорожное движение на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии. Вместе с тем вопросы содержания железнодорожных переездов урегулированы не правилами, а условиями эксплуатации (приказ Минтранса России от 31 июля 2015 г. N 237 "Об утверждении Условий эксплуатации железнодорожных переездов"), указанными в статье 21 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", с учетом чего необходимо уточнение соответствующего права.
Принятие законопроекта не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, государственного контроля (надзора) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, их должностными лицами полномочий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения и соблюдением требований в области безопасности дорожного движения.
Наступление негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, не прогнозируется.
Предлагаемый к реализации законопроект не окажет отрицательного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, не повлечет изменения финансовых обязательств государства и дополнительных расходов, покрываемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
МВД России
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.