Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(подготовлен МВД России 30.05.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"*(1) в целях реализации положений Федерального закона от 28 апреля 2023 г. N 138-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"*(2).
Законопроект направлен на приведение положений федеральных законов от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"*(3) и от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"*(4) в соответствие с положениями Федерального закона N 138-ФЗ.
В соответствии с частью шестой статьи 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" решение комиссии о признании иностранного гражданина носителем русского языка выдается данному иностранному гражданину для подачи заявления о выдаче вида на жительство или заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй.1 статьи 14 Федерального закона N 62-ФЗ*(5), а в случае выезда иностранного гражданина из Российской Федерации для решения вопроса о последующем въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию.
В силу положений Федерального закона N 115-ФЗ иностранному гражданину, признанному носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона N 62-ФЗ, срок временного пребывания в Российской Федерации продлевается (пункт 12 статьи 5), а также может быть выдан вид на жительство в упрощенном порядке без оформления разрешения на временное проживание (подпункт 7 пункта 2 статьи 8).
Согласно положениям Федерального закона N 138-ФЗ процедура признания иностранных граждан носителями русского языка не предусмотрена.
Справочно: За 2015-2022 годы с заявлением о признании носителем русского языка в территориальные органы МВД России обратилось более 194 тыс. иностранных граждан. Вид на жительство с связи с признанием носителем русского языка получили около 47 тыс. иностранных граждан. В российское гражданство в соответствии с частью 2.1 статьи 14 Федерального закона N 62-ФЗ за указанный период принято более 145 тыс. иностранных граждан.
Анализ данных показателей свидетельствуют, что более 70% соискателей российского гражданства из числа носителей русского языка получали вид на жительство по иным основаниям, предусмотренным статьей 8 Федерального закона N 115-ФЗ.
С учетом изложенного подпункт 7 пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 115-ФЗ предлагается признать утратившим силу.
Одновременно для лиц, имеющих родственников по прямой восходящей линии, постоянно проживавших на территории, относившейся к Российской империи или СССР (в пределах Государственной границы Российской Федерации), то есть потенциальных носителей русского языка "по принципу крови", в Федеральном законе N 138-ФЗ сохраняется право на упрощенное приобретение гражданства Российской Федерации.
Для данной категории иностранных граждан предлагается предусмотреть упрощенный порядок выдачи вида на жительство, что потребует внесения изменений в статью 8 Федерального закона N 115-ФЗ.
Положение подпункта 7 пункта 5 статьи 15.1 Федерального закона N 115-ФЗ, предусматривающее освобождение от подтверждения владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации иностранных граждан, признанных носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона N 62-ФЗ, признается утратившим силу.
Также с учетом изменений, предусмотренных Федеральным законом N 138-ФЗ, корреспондирующие изменения вносятся в статью 5 Федерального закона N 115-ФЗ в части исключения нормы, предусматривающей продление срока временного пребывания в связи с получением уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации.
В связи с упразднением процедуры признания иностранных граждан носителями русского языка, и исключением возможности на основании решения комиссии о признании иностранного гражданина носителем русского языка обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, вносятся изменения в статьи 25 и 25.6 Федерального закона N 114-ФЗ, касающиеся исключения положений о выдаче визы на въезд в Российскую Федерацию в целях приема в гражданство Российской Федерации в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона N 62-ФЗ.
Согласно положениям Федерального закона N 138-ФЗ в категории лиц, имеющих право на упрощенное приобретение российского гражданства не включены квалифицированные специалисты, так как его концепция не предполагает предоставления гражданства Российской Федерации на основании формальных критериев, не учитывающих наличия реальной связи лица, претендующего на приобретение российского гражданства, с Российской Федерацией.
В этой связи для иностранных квалифицированных специалистов предлагается сохранить преференцию по упрощенному получению вида на жительство без оформления разрешения на временное проживания, предусмотрев для такой категории увеличение срока осуществления трудовой деятельности с шести месяцев до трех лет по определенной профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) до дня обращения с заявлением о выдаче вида на жительство.
С учетом изложенного корректируются положения подпункта 10 пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 138-ФЗ. Одновременно для уточнения оснований для отказа либо аннулирования вида на жительство вносятся изменения в статью 9 Федерального закона N 115-ФЗ.
Реализация Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, не повлечет отрицательных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, и не повлияет на достижение иных целей, не упомянутых в законопроекте, государственных программ Российской Федерации.
Предусмотренный законопроектом срок вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" обусловлен необходимостью разработки корреспондирующих ему нормативных правовых актов.
-------------------------------------------
*(1) Далее - "законопроект".
*(2) Далее - "Федеральный закон N 138-ФЗ".
*(3) Далее - "Федеральный закон N 114-ФЗ".
*(4) Далее - "Федеральный закон N 115-ФЗ".
*(5) Далее - "Федеральный закон N 62-ФЗ".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.