Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1877 "О мерах по реализации указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. N 290 "О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации"
(подготовлен Минтрансом России 01.06.2023 г.)
1. Общие характеристики проекта акта
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1877 "О мерах по реализации указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. N 290 "О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации"" (далее соответственно - проект постановления, постановление Правительства Российской Федерации N 1877) подготовлен Минтрансом России в целях реализации пункта 1 План-графика подготовки нормативных правовых актов, необходимых для реализации норм Федерального закона от 20 октября 2022 г. N 401-ФЗ "О ратификации Соглашения о применении в Евразийском экономическом союзе навигационных пломб для отслеживания перевозок" утвержденного Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова решением от 5 декабря 2022 г. N 14504п-П50 (далее соответственно - Соглашение, ЕАЭС, Союз).
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
Принятие проекта постановления не требует проведения анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования.
3. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
Начиная с 25 марта 2020 года в Российской Федерации навигационные пломбы, как средства дистанционного цифрового контроля применяются при реализации Постановления Правительства Российской Федерации N 1877 для отслеживания по территории Российской Федерации транзитных перевозок отдельных видов товаров, в отношении которых применяются специальные экономические меры (далее - "санкционные" товары).
В соответствии с приказом Минтранса России от 14 января 2020 г. N 13 ООО "ЦРЦП" определено уполномоченным оператором пломбирования по реализации постановления Правительства Российской Федерации N 1877.
Для этих целей ООО "ЦРЦП" разработало и обеспечивает эксплуатацию системы контроля транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок, предусматривающую применение средств идентификации (пломб) (далее - Система).
Парк собственных навигационных пломб ООО "ЦРЦП" составляет 18000 единиц.
В настоящее время ООО "ЦРЦП" осуществляет свою деятельность в 17 автомобильных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - пункт пропуска), в 14 железнодорожных пунктах пропуска и контрольных пунктах, а также в 3 морских пунктах пропуска.
В целях обеспечения эффективного взаимодействия при осуществлении государственного контроля за перевозкой "санкционных" товаров разработаны и утверждены регламенты взаимодействия ООО "ЦРЦП" с ФТС России, Ространснадзором, ОАО "РЖД", определяющие порядок действий при применении навигационных пломб, в том числе при осуществлении контроля в пути следования товаров.
Главами государств-членов ЕАЭС 19 апреля 2022 г. подписано и вступило в силу 3 апреля 2023 г. Соглашение.
Соглашение определяет основы регулирования применения в Союзе навигационных пломб для отслеживания перевозок товаров по территориям двух и более государств-членов Союза и механизм организации осуществления такого отслеживания.
Планируемый срок начала отслеживания перевозок по территории Союза в рамках Соглашения, предусмотренный Планом мероприятий ("дорожной картой") по внедрению в Евразийском экономическом союзе механизма отслеживания перевозок с использованием навигационных пломб, определенного Соглашением (далее - Дорожная карта) - январь 2024 года.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 3 Соглашения в Союзе навигационные пломбы применяются для отслеживания указанных в пункте 2 статьи 2 Соглашения:
- товаров, в отношении которых одним или несколькими государствами-членами применяются специальные экономические меры (вывозимых с таможенной территории ЕАЭС в соответствии с таможенной процедурой экспорта, а также перемещаемых между государствами-членами в рамках взаимной торговли), перевозимых автомобильным и (или) железнодорожным видами транспорта, за исключением случаев, когда такие перевозки не осуществляются по территории государства-члена, которым применяются указанные специальные экономические меры.
В соответствии с подпунктом 3 статьи 4 Соглашения государство-член Союза определяет национального оператора или орган исполнительной власти государства-члена Союза (далее - уполномоченный оператор (орган), который уполномочен на взаимодействие с контролирующими органами этого государства и уполномоченными операторами (органами) других государств-членов Союза.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.03.2023 N 633-р уполномоченным оператором Российской Федерации по реализации Соглашения определено ООО "ЦРЦП".
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Соглашения отслеживание перевозок по территориям государств-членов Союза на всем пути следования (перевозки) объектов отслеживания осуществляет национальный оператор государства-члена Союза, на территории которого начинается такое отслеживание.
В соответствии с пунктом 1 Дорожной карты ведется разработка проектов решений Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК), необходимых для обеспечения функционирования в Союзе механизма отслеживания перевозок с использованием навигационных пломб, в том числе проекта решения ЕЭК определяющего места наложения и снятия навигационных пломб на территории Союза.
Таким образом в рамках Соглашения применение навигационных пломб для отслеживания транзитных перевозок товаров, в отношении которых одним или несколькими государствами-членами применяются специальные экономические меры будет осуществляться на территории государства-члена ЕАЭС при въезде на территорию ЕАЭС в местах определенных в соответствии с решением ЕЭК.
Учитывая изложенное проект постановления направлен на гармонизацию нормативно-правовой базы Российской Федерации и ЕАЭС в части отслеживания с применением навигационных пломб "санкционных" групп товаров, следующих транзитом через территорию Российской Федерации в рамках постановления Правительства Российской Федерации N 1877 и следующих по территории ЕАЭС транзитом через территорию Российской Федерации в рамках Соглашения.
Проектом постановления предусмотрено внесение следующих изменений в постановление Правительства Российской Федерации N 1877:
1. Использование информационной системы национального оператора, обеспечивающего отслеживание перевозок объектов отслеживания с использованием навигационных пломб, который уполномочен Правительством Российской Федерации на взаимодействие с контролирующими органами Российской Федерации и уполномоченными операторами (органами) других государств-членов Союза в рамках реализации Соглашения, вместо ранее предусмотренной к использованию единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности.
Предлагаемое изменение обеспечит единый подход к информационному взаимодействию операторов и государственных органов при отслеживании перевозок "санкционных" групп товаров в рамка постановления Правительства Российской Федерации N 1877 и в рамках Соглашения.
2. Утверждение Минтрансом России порядка временной приостановки осуществления транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации через отдельные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, стационарные и передвижные контрольные пункты, расположенные на железнодорожных станциях контрольные пункты, включенные в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации N 1877.
Предлагаемое изменение обеспечит возможность оперативно корректировать необходимость нахождения оператора пломбирования на пунктах пропуска и контрольных пунктах в случае прекращения/временной приостановки перевозок "санкционных" групп товаров через указанные пункты пропуска и контрольные пункты в связи со сложившейся внешнеполитической ситуацией или по иным обстоятельствам.
3. Дополнение понятием "уполномоченный оператор" предусмотренным Соглашением.
4. Изменение порядка обязательного предоставления автомобильным и железнодорожным перевозчиком сведений оператору пломбирования о планируемой перевозке - исключено требование о передаче сведений оператору пломбирования не позднее чем за 2 часа до въезда в пункт пропуска или контрольный пункт, передача сведений осуществляется до въезда в пункт пропуска или контрольный пункт, что соотносится с Соглашением.
5. Дополнение нормой, допускающей применение при реализации постановления Правительства Российской Федерации N 1877 навигационных пломб, соответствующих требованиям к навигационным пломбам, утвержденным ЕЭК и применяемых при реализации Соглашения.
6. Исключение из Перечня пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, стационарных и передвижных контрольных пунктов и расположенных на железнодорожных станциях контрольных пунктов, которые используются при осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 1877 пунктов пропуска и контрольных пунктов через которые, исходя из практики реализации постановлением Правительства Российской Федерации N 1877,не осуществляются перевозки или имеется информация о планируемом прекращении перевозок "санкционных" товаров.
Принятие проекта постановления позволит обеспечить гармонизацию нормативно-правовой базы Российской Федерации и Союза в части отслеживания с применением навигационных пломб "санкционных" товаров, а также обеспечит внесение изменений в отдельные положения постановления Правительства Российской Федерации N 1877 с учетом имеющейся практики его применения.
4. Оценка влияния предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются эти решения либо к сфере реализации которой они относятся, или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации
Принятие проекта постановления не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, не потребует внесения изменений в иные акты Правительства Российской Федерации, реализация его положений будет осуществляться Минтрансом России в пределах установленных Правительством Российской Федерации предельной численности и фонда оплаты труда государственных гражданских служащих Минтранса России, а также ассигнований, предусмотренных Минтрансу России в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Принятие проекта постановления не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
5. Оценка регулирующего воздействия предлагаемых решений
Заключения Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия, предусмотренного пунктом 60 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, не требуется.
6. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Реализация проекта постановления не повлечет за собой:
изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов;
сокращения доходной части соответствующих бюджетов.в.
7. Оценка эффективности предлагаемых решений
Принятие и реализация проекта постановления не предполагает увеличения кадровых ресурсов, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и изменения порядка финансирования федеральных органов исполнительной власти.
8. Соответствие предлагаемых решений положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
9. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
В проекте постановления обязательные требования отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.