Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по оказанию услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения"
(подготовлен Роспотребнадзором 13.06.2023 г.)
Проект Положения подготовлен в рамках реализации положений Федерального закона от 29.05.2023 N 194-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" и статью 44 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 194-ФЗ) по оказанию услуг по дезинфектологии с выдачей специального разрешения (лицензии) на ее осуществление, в целях повышения эффективности дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий, направленных на борьбу с возбудителями инфекционных болезней и их переносчиками.
Проект Положения направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
Проект Положения определяет порядок лицензирования, перечень услуг, подлежащих лицензированию, и лицензионные требования согласно установленным пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" полномочиям Правительства Российской Федерации на принятие соответствующего положения о лицензировании, с учетом Федерального закон N 194-ФЗ федерального государственного лицензионного контроля за деятельностью по оказанию услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Указанная деятельность предусматривает обращение с опасными химическими веществами (ядами) и может повлечь за собой нанесение ущерба жизни и здоровью человека, а также риск распространения инфекционных заболеваний при некачественном проведении дезинфекции, дезинсекции, дератизации.
Проектом Положения предусматривается порядок лицензирования деятельности по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных услуг в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
На фоне возрастания биологических угроз проведение эффективных и безопасных для здоровья населения и окружающей среды дезинфекционных мероприятий приобретает особую актуальность.
В Российской Федерации за последние 10 лет зарегистрировано более 4,5 тысяч дезинфекционных средств, применение которых требует специальных знаний. Согласно расчетам аналитиков объем рынка дезинфицирующих средств в России составляет более 25000 тонн в год, при этом основная масса дезинфекционных средств по параметрам острой токсичности при нанесении на кожу и введению в желудок относятся к 3-4 классу опасности и ко 2-4 классу опасности веществ по классификации химических веществ по степени летучести. К примеру, для изготовления дезинфицирующих средств используются потенциально опасные вещества такие, как перекись водорода, надуксусная кислота, спирты, соединения хлора. Высокие концентрации этих веществ могут вызывать удушье, раздражение верхних дыхательных путей, головокружения, тошноту, рвоту, и в отдельных случаях даже привести к летальному исходу. Также эти вещества могут вызывать раздражение и ожоги слизистых оболочек и кожных покровов. Существуют дезинфицирующие средства, в основе которых нелетучие вещества, такие как алкилдиметилбензиламмоний хлорид, полигексаметиленгуанидин гидрохлорид, N,N-(3-аминопропил)додециламин и другие. Эти вещества менее токсичны, но могут оказывать раздражающее действие на слизистые оболочки и кожные покровы. Кроме того, спектр антимикробной активности этих веществ не позволяет использовать их повсеместно.
Услуги по проведению дезинфекции начали активно предлагать непрофильные организации, основной деятельностью которых являются клининговые услуги, торговля, ремонтные работы, строительство, перевозки и т.д. Большинство из этих организаций не имеет необходимой материально-технической базы и подготовленных специалистов, следствием чего является низкое качество выполняемых услуг. Непрофессиональное проведение дезинфекционных мероприятий неподготовленным персоналом при ненадлежащем использовании токсичных химических веществ несет прямую угрозу здоровью и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, а также способствует формированию резистентных штаммов микроорганизмов, что влечет увеличение случаев инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, а также возникновению рисков появления вспышек инфекционных заболеваний. Кроме того, только за 2020 год зарегистрировано свыше 550 обращений граждан и юридических лиц на некачественное проведение дезинфекционных мероприятий.
Регулирование деятельности по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных услуг в форме лицензирования обусловлено тем, что указанная деятельность может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде и ее регулирование не может осуществляться иными способами.
Необходимость лицензирования деятельности по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных услуг связана со случаями крупных вспышек инфекционных заболеваний, возникающих вследствие несвоевременного, а главное, некачественного проведения дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий, а также для предотвращения небезопасного применения средств дезинфекции в условиях необходимости их применения в связи с эпидемиологической ситуацией.
Так, в Российской Федерации в течение 2009 - 2018 годов ежегодно регистрировалось от 53 до 127 случаев туляремии. При этом в 2013 г. зарегистрирована самая крупная вспышка туляремии (1005 случаев) в Ханты-Мансийском автономном округе. Основными причинами, приведшими к массовой заболеваемости, стали увеличение численности генераций комаров и повышение количества контактов с инфицированными прокормителями вследствие нарушения порядка организации и проведения профилактических дератизационных и дезинсекционных мероприятий, а также недостаточности объема и качества проводимых обработок. Наряду с прямым экономическим ущербом от заболеваемости, составившим около 140 млн. рублей, потребовалось увеличение затрат на проведение дезинфекционных мероприятий. До начала вспышки в 2013 г. всего было выделено из бюджета округа на дезинфекционные, акарицидные и ларвицидные обработки 68,8 млн. рублей, а для ликвидации вспышки на дезинфекционные обработки было выделено 5 млн. рублей из бюджета округа и 1,5 млн. рублей из бюджета Ханты-Мансийского района. Кроме того, из бюджета медицинских организаций было выделено 244 тыс. рублей на закупку иммунобиологических лекарственных препаратов (вакцин).
Также, к примеру, в 2019 году недостаточные объемы дератизационных обработок территории природного очага Кумысная поляна, в том числе барьерной зоны вокруг летних оздоровительных учреждений, на территории Саратовской области привели к осложнению эпидемиологической ситуации по геморрагической лихорадке с почечным синдромом (число заболевших более 2500 человек). Создавшаяся ситуация не позволила обеспечить своевременное начало функционирования летних оздоровительных учреждений на территории пораженных районов Саратовской области и привела к сокращению продолжительности летней оздоровительной кампании на 1 смену. Экономический ущерб от заболеваемости составил около 300 млн. рублей, проведение дополнительных мероприятий потребовало выделения дополнительных средств из бюджета области в размере 5 млн. рублей и дополнительных расходов балансодержателей лагерей.
Ситуация в Воронежской области весной 2018 года создала риски в преддверии проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года. Экологические и климатические особенности весеннего периода сезона 2018 года создали благоприятные условия для массового выплода кровососущих членистоногих в Павловском районе Воронежской области, а несвоевременное проведение профилактических дезинсекционных и ларвицидных мероприятий способствовало массовому выплоду комаров, численность которых в 5 раз превышала среднемноголетний уровень. Проведение дезинфекционных мероприятий потребовало выделения дополнительных средств в объеме 1,25 млн. рублей, проведены обработки от личиночных форм на территории 86 га, от окрыленных форм - 60,3 га.
Указанные выше ситуации стали следствием некачественного проведения профилактических дезинфекционных мероприятий неподготовленным персоналом при ненадлежащем использовании дезинфекционных средств.
Отсутствие лицензионного контроля за дезинфекционной деятельностью, наряду с существенным сокращением государственного контроля (надзора), сформировало в настоящее время ситуацию, при которой риск возникновения и распространения инфекционных болезней вследствие некачественного проведения дезинфекционных мероприятий возрос многократно. Также как следует из вышеуказанных примеров ущербы от некачественного проведения профилактических дезинфекционных мероприятий неподготовленным персоналом при ненадлежащем использовании дезинфекционных средств исчисляются десятками и сотнями миллионов рублей. При этом затраты на лицензирование деятельности по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных услуг составит оплата государственной пошлины (7500 рублей).
Закрепление обязанности по лицензированию обеспечит повышение качества осуществления дезинфекционной деятельности лицами, имеющими специальные знания и подготовку, контроль за этими услугами, что будет способствовать предотвращению возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), а также устранению или уменьшению вредного воздействия на человека факторов среды обитания, в том числе и в ходе проводимой дезинфекционной деятельности. По данным статистической отчетности по состоянию на 2021 год количество организаций, выполняющих такие услуги, составило 1923.
При проектировании введения лицензирования дезинфекционной деятельности были изучены возможные альтернативные способы регулирования на примере зарубежного опыта. Так, к примеру, текущая модель регулирования в Республике Казахстан предусматривает осуществления деятельности по дезинфекции, дезинсекции и дератизации путем направления уведомления о ее начале и о прекращении деятельности (эксплуатации) объекта незначительной эпидемической значимости. Вместе с тем, по итогам правоприменительной практики такая модель признана неэффективной с позиций обеспечения биологической и национальной безопасности Казахстана с учетом наличия фактов нанесения ущерба жизни и здоровью населения и объектам окружающей среды. В этой связи Законом Республики Казахстан от 21.05.2022 N 123-VII "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам биологической безопасности" с учетом соответствующего переходного периода предусмотрено введение лицензирования деятельности на право оказания услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации. Следует отметить, что Республика Казахстан также прошла путь от полного исключения данного вида деятельности из-под лицензирования в 2014 году, перехода на уведомительный порядок ее осуществления и последующего законодательного возращения лицензирования в 2022 году.
Проектируемый срок вступления в силу - 01.03.2024.
Реализация полномочий, предусмотренных настоящим проектом акта, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов указанного органа, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
В проекте акта положений, не соответствующих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, не содержится.
Принятие и реализация проекта акта не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.