Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 78.3 и 78.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минфином России 09.06.2023 г.)
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 78.3 и 78.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 28 марта 2023г. N ДГ-П13-4310 и в связи с поручением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 г. N ДГ-П13-21691 об исполнении указания Президента Российской Федерации В.В. Путина от 5 декабря 2022 г. N Пр-2324 о распространении на субсидии, предоставляемые из федерального бюджета государственным корпорациям (компаниям) и публично-правовым компаниям (далее - корпорации (компании), требований, аналогичных общим требованиям к порядкам предоставления субсидий юридическим лицам, а также о совершенствовании нормативного правового регулирования подготовки программно-целевых документов и отчетности корпораций (компаний) и акционерных обществ с государственным участием и проведении ее осуществления с учетом программных документов и позиции Правительства Российской Федерации, предлагается внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).
Исходя из положений Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" можно выделить следующие особенности предоставления субсидий корпорациям (компаниям):
направление средств на осуществление деятельности, предусмотренной федеральными законами о создании корпораций (компаний), эффективность и результаты которой определяются стратегией деятельности, предусматривающей выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей, и (или) иным документом о долгосрочном планировании, определенным федеральным законом, предусматривающим создание таких юридических лиц (далее - стратегия деятельности);
осуществление инвестирования временно свободных средств корпорации (компании) на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых активов (объектов инвестирования).
Предоставление корпорациям (компаниям) субсидий из федерального бюджета в форме имущественного взноса Российской Федерации, с одной стороны, является формой государственной поддержки и должно осуществляться на условиях, аналогичных установленным для предоставления бюджетной поддержки иным юридическим лицам, с другой стороны, такой взнос формирует имущество корпорации (компании) и используется на цели деятельности, определенные в федеральном законе или нормативном правовом акте Президента Российской Федерации о ее создании, достижение которых обеспечивается через контроль формирования и выполнения корпорациями (компаниями) стратегии деятельности.
В этой связи законопроектом предлагается обеспечить увязку мониторинга достижения результата предоставления корпорациям (компаниям) субсидий из федерального бюджета с мониторингом достижения показателей стратегии деятельности, определив условием предоставления таких субсидий включение в стратегию деятельности целей предоставляемых субсидий, обуславливаемых целями государственных программ Российской Федерации.
Законопроектом предлагается статью 783 Бюджетного кодекса дополнить нормой об обязательных условиях предоставления корпорациям (компаниями) субсидий из федерального бюджета следующими условиями:
о мониторинге утвержденных органами управления корпораций (компаний) в стратегиях их деятельности результатов достижения мероприятий, для реализации которых предоставляются субсидии. При этом в случае если субсидии предоставляются в целях реализации государственных программ указанные результаты должны соответствовать результатам соответствующих программ;
в случае, если для достижения результатов предоставления указанных субсидий, а также при использовании субсидий, предоставленных на цели, указанные в пункте 11 указанной статьи, предусмотрено последующее предоставление средств иным юридическим или физическим лицам, индивидуальным предпринимателям проведение отбора таких получателей средств осуществляется в порядке, установленном в соответствии с пунктом 4 статьи 785 Бюджетного кодекса (на конкурентной основе с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет").
Планирование расходов федерального бюджета на предоставление субсидий корпорациям (компаниям) на основании включения таких расходов в государственные программы Российской Федерации позволит обеспечить взаимосвязь их мероприятий (результатов) с показателями, отражающими конечные общественно значимые социально-экономические эффекты (эффекты в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации), что позволит применять установленные в рамках регулирования управления проектной деятельностью контрольные точки в мониторинге достижения результата предоставления субсидий корпорациям (компаниям).
Принятие законопроекта создаст условия для применения единых подходов при оценке достижения результатов предоставления корпорациям (компаниям) субсидий из федерального бюджета и оценки достижения ими показателей стратегии деятельности, а обеспечение интеграции в рамках мониторинга данных о достижении показателей стратегии деятельности и контрольных точек мероприятий государственных программ Российской Федерации позволит принимать управленческие решения об эффективности управления ресурсами, переданными корпорациям (компаниям).
Предлагаемые изменения обеспечат условия для включения результатов мониторинга деятельности корпораций (компаний) в государственную интегрированную информационную систему управления общественными финансами "Электронный бюджет", дополнив сформированную систему мониторинга по субсидиям.
Учитывая, что план работ по развитию информационных систем на 2024 год сформирован, дополнение действующей системы мониторинга по субсидиям результатами мониторинга деятельности корпораций (компаний) планируется осуществить в 2025 году. В этой связи положения статьи 78 3 и 785 Бюджетного кодекса в редакции законопроекта предлагается применять с 1 января 2025 г.
Принятие и реализация законопроекта не повлечет дополнительных расходов средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Предлагаемые к реализации решения законопроекта не повлекут отрицательных социально-экономических последствий и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, не требуется.
Аналогичные по содержанию проекты федеральных законов на рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации не находятся.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.