Предоставление услуг или
снабжение ресурсами - вот в чем вопрос
В соответствии с действующим жилищным законодательством субъект, осуществляющий управление многоквартирным домом, обязан среди прочего обеспечивать также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Это вытекает из легального определения понятия "управление многоквартирным домом" (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ). Поэтому надлежащее регулирование отношений по предоставлению коммунальных услуг имеет важнейшее значение для развития как отдельно взятого многоквартирного дома, так и всей российской институции управления многоквартирными домами в целом.
Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение. Несомненным достижением законодателя является то, что в настоящее время при определении коммунальных услуг применяется единый подход, а именно - во всех ныне действующих нормативных правовых актах представлен одинаковый и исчерпывающий перечень видов деятельности. Между тем, так было не всегда.
Например, закон о ТСЖ*(1) (п. 4 ст. 17) относил к коммунальным услугам "...водо-, тепло-, газо-, электроснабжение, канализацию и другие услуги", оставляя этот перечень открытым; п. 2 ст. 3 Федерального закона от 09.01.1997 г. N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы"*(2) (в ред. от 22.12.2005 г.) относил к коммунальным услугам "...водоснабжение, канализацию, газ, электроэнергию, горячее водоснабжение, центральное отопление"; пункт 3 Постановления Правительства РФ от 02.08.1999 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения"*(3) помимо водо-, газо-, тепло-, электроснабжения и горячего водоснабжения относил к коммунальным услугам также "вывоз бытовых отходов и обслуживание лифтового хозяйства".
Однако, как и прежде, действующие нормы, регулирующие отношения по водо-, тепло-, газо-, электроснабжению и водоотведению(в частности, ЖК РФ и Правила *(4) ошибочно определяют правовою природу данных отношений. Они фактически подменяют снабжение коммунальными ресурсами граждан предоставлением коммунальных услуг, что ни в коем случае не допустимо. Надо сказать, что начало данному заблуждению было положено в 1993 году с принятием Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93 (утвержденного постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 г.), в котором на нормативном уровне фактическая продажа коммунальных ресурсов гражданам была определена как предоставление услуг.
Несмотря на, казалось бы, очевидность допущенной правовой неточности - как в указанном классификаторе, так и в последующих нормативных правовых актах, законодатель не предпринял никаких мер для ее исправления. Более того, он использовал аналогичный ошибочный подход и в недавно принятом "прогрессивном" законодательстве, регулирующем жилищные правоотношения.
Под коммунальными услугами сегодня законодательство понимает деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отоплению (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления)*(5). В Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, принятых во исполнение норм ЖК РФ, исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Это могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Продажу коммунальных ресурсов исполнителю осуществляет ресурсоснабжающая организация (любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель). Граждане же, использующие коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, Правилами именуются потребителями.
Следовательно, с учетом выбранного способа управления (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ) управляющая организация, ТСЖ, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив предоставляет потребителю коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг. При этом коммунальные услуги должны предоставляться потребителю по присоединенной сети в его жилое помещение, круглосуточно (бесперебойно), надлежащего качества, в необходимых объемах. Такая обязанность, к всеобщему удивлению, возложена на исполнителя.
Иначе говоря, согласно закону ресурсоснабжающая организация на основании заключенного с исполнителем договора купли-продажи продает коммунальные ресурсы исполнителю, а он (исполнитель), в свою очередь, заключает с потребителем самостоятельный договор на предоставление коммунальных услуг, предметом которого, кроме этих же самых ресурсов, является также деятельность по обслуживанию сетей, через которые осуществляется их подача, и иного оборудования. Вследствие этого у исполнителя возникают обязательства по бесперебойному предоставлению этих услуг надлежащего качества и в необходимых объемах перед всеми потребителями (см. схему N 1).
Схема N 1. Легальная конструкция предоставления коммунальных услуг (регламентированная в ЖК РФ и в соответствующем постановлении Правительства РФ).
/---------------\ /-------------------\
| | /---------------------------\ | Ресурсоснабжающая |
| Исполнитель ||Договор снабжения ресурсами|| организация |
| | \---------------------------/ | |
\---------------/Стоимость коммунальных ресурсов\-------------------/
| -------------------------------
|Стои-| |Договор |
|мость| |управления |Комунальные
|ком- | |многоквартирным |ресурсы
Обслу-|муна-| |домом |
жива- |льных| | |
ние |и жи-| | |
сетей,|лищ- | \---------\ /-------------/
прибо-|ных | | |
ров и|услуг| | |
иного | | | |
обору-| |
дова- | | /----------------\
ния | \---------| Собственник |
| |жилого помещения|
\--------------| |
\----------------/
Такая правовая конструкция, как уже отмечалось, небезупречна и крайне сложна в практическом применении, а по большому счету - антисоциальна (наносит сильный урон интересам собственников помещений в многоквартирных домах). По сути это означает, что исполнитель должен сначала приобрести у ресурсоснабжающей организации энергоресурсы, потом перепродавать их потребителю, вследствие чего он вынужден отстаивать, в первую очередь, свои интересы, во вторую - ресурсоснабжающей организации. (Исполнитель требует у потребителя внесения платы за потребленные коммунальные услуги, уплату неустоек, приостанавливает или ограничивает подачу потребителю горячей воды, электрической энергии и газа и т.п.). В то время как, исходя из существа отношений по управлению многоквартирным домом, исполнитель (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив) при осуществлении своей деятельности по управлению домом обязан обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также представлять их законные интересы, в том числе в отношениях с третьими лицами. Такое утверждение отчасти подтверждается ст. 138 ЖК РФ, определяющей обязанности ТСЖ.
Кроме того, в позиции законодателя явно прослеживается попытка подменить как субъектов (когда исполнитель фактически выступает в качестве продавца коммунальных ресурсов), так и договоры в целом (когда, заключая договор по предоставлению возмездных услуг, стороны в действительности реализуют права и исполняют обязанности по договору купли-продажи энергоресурсов). Осознавая важность наличия ясного представления по всем этим категориям, мы попытаемся их раскрыть как можно четче.
В этой связи возникает объективная необходимость правового упорядочения отношений по снабжению коммунальными ресурсами (водо-, тепло-, газо-, электроснабжению и водоотведению). Для этого важно в рамках настоящей статьи разграничить сделку по отчуждению ресурсов в качестве товара от деятельности по реальному предоставлению услуг и предложить более эффективную правовую схему регулирования отношений по предоставлению гражданам коммунальных услуг, поскольку допущенная неточность в определении их правовой природы приводит к подмене одного договора другим и искажению элементов реальной сделки (как правило, это касается содержания, а в отдельных случаях - и сторон договора).
Так, в соответствии с ГК РФ оказанием услуги считается совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности (п. 1 ст. 779). В качестве объекта гражданских прав услуга выражается в определенном полезном эффекте (результате) от совершения исполнителем определенных действий либо осуществления им определенной деятельности*(6). Отличие предоставления услуг от купли-продажи заключается в нематериальном характере полезного результата услуг. Нематериальное выражение результата деятельности в качестве критерия разграничения услуг от иных объектов налогообложения (товаров и работ) получило легальное закрепление в Налоговом кодексе Российской Федерации (ст. 38). Кроме того, в качестве дополнительного признака услуг принято также рассматривать невозможность ее существования отдельно от исполнителя и его деятельности*(7). В процессе предоставления услуг исполнитель передает заказчику не сам результат, а действия, к нему приведшие.
Исходя из сказанного, представляется, что приведенное определение понятия "услуга" вопреки положениям, содержащимся в ЖК, не может охватывать снабжение потребителя коммунальными ресурсами. И это лишний раз доказывает ошибочность позиции законодателя, который фактически свел в одно целое отношения купли-продажи и предоставления услуг, делая акцент именно на последнем. Такое слияние ни в коем случае не допустимо.
Конечно, при осуществлении деятельности по снабжению коммунальными ресурсами потребителя снабжающая организация одновременно осуществляет работы и услуги, направленные на обеспечение передачи (продажи) ресурсов, однако это не изменяет истинную правовую природу этих отношений, поскольку потребитель, кроме обеспечения подачи, оплачивает и сами ресурсы, что никак не вписывается в категорию услуги. Более того, потребителю как результат в первую очередь интересен ресурс, а не деятельность, обеспечивающая его подачу. Высказывая аналогичное мнение, Д.П. Гордеев, В.Ю. Прокофьев отмечают, что материально-вещественная природа конечного продукта деятельности по предоставлению коммунальных ресурсов (воды, газа, электрической и тепловой энергии) бесспорна, "_поэтому определение собирательного экономико-правового понятия "коммунальные услуги" ближе к понятию "ресурсоснабжение", являющемуся разновидностью отношений по снабжению (купле-продаже) энергии и других видов ресурсов"*(8). Сказанное подтверждает лишь одно, что ядром данных правоотношений все-таки является купля-продажа коммунальных ресурсов.
Поскольку же предметом такой купли-продажи является отчасти энергия (электрическая и тепловая), отчасти иные ресурсы (вода и газ), передаваемые главным образом через присоединенную сеть, то представляется более правильным применить нормы о договоре энергоснабжения, содержащиеся в ГК РФ.При этом надо сразу оговориться, что мы не склонны считать подпадающим под правила договора энергоснабжения поставку любых ресурсов лишь в силу осуществления такой поставки через присоединенные сети, а также настаивать на однотипности этих отношений.
Однако в связи с необходимостью комплексного и по возможности единообразного регулирования отношений по снабжению коммунальными ресурсами мы вынуждены прибегнуть к довольно распространенному приему законодательной техники, призванному компенсировать отсутствие специальных норм. Тем более что сама ст. 548 ГК напрямую допускает такую возможность - при необходимости регулирования отношений, связанных со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, можно руководствоваться правилами о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ).
Вместе с тем, использование подобной схемы способствует решению также отдельных проблем в правильном понимании природы этих отношений и в деле их соотношения с другими нормами действующего законодательства.
Так, согласно ст. 539 ГК по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В случае приобретения коммунальных ресурсов, на стороне продавца выступает ресурсоснабжающая организация, а в связи с тем, что принимает, использует и оплачивает коммунальный ресурс потребитель (а не исполнитель), то и второй стороной данного договора (покупателем), разумеется, является сам потребитель, и ни в коем случае не исполнитель, как это определено в законодательстве.
В рамках этих отношений, возникающих между ресурсоснабжающей организацией (продавец) и потребителем (покупатель), где на продавца возлагается обязанность по предоставлению по присоединенной сети коммунальных ресурсов в жилое помещение потребителя, круглосуточно (бесперебойно), надлежащего качества, в необходимых объемах, а потребитель обязан оплатить принятый ресурс и обеспечить безопасность эксплуатации присоединенных сетей и исправность используемых им в связи с этим приборов и оборудования. В этом случае исполнитель в рамках заключенного договора управления (если ТСЖ или специализированный потребительский кооператив - то устава) осуществляет отдельные правомочия собственников и берет на себя определенные обязанности потребителя (осуществляет работы и предоставляет услуги по обеспечению исправности присоединенных сетей и используемого оборудования). Вместе с тем, он также выступает в качестве представителя потребителя, в том числе и в договоре снабжения коммунальными ресурсами, контролирует надлежащее исполнение обязанностей продавца (см. схему N 2). Такая конструкция полностью соответствует положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющим договор энергоснабжения, следовать им или хотя бы учитывать которые при разработке ЖК РФ и Правил законодатель посчитал необязательным.
Схема N 1. Альтернативная конструкция приобретения коммунальных ресурсов.
/---------------\ /-------------------\
| |Стоимость коммунальных ресурсов| Ресурсоснабжающая |
| Исполнитель |------------------------------| организация |
| | | |
\---------------/ \-------------------/
| |
|Стои-| |Договор |Договор |
|мость| |управления |снабжения |Комунальные
|ком- | |многоквартирным |ресурсами |ресурсы
Обслу-|муна-| |домом | |
жива- |льных| | /-------------/ |
ние |и жи-| | | |
сетей,|лищ- | \---------\ | /------------/
прибо-|ных | | | |
ров и|услуг| | | |
иного | | | | |
обору-| | |
дова- | | /----------------\ |
ния | \---------| Собственник | |
| |жилого помещения|------------/
\--------------| |
\----------------/
Важно также отметить, что правильность предлагаемой конструкции этих отношений находит подтверждение в нормах Жилищного кодекса, регулирующих предоставление коммунальных услуг при непосредственном управлении. Согласно ч. 2 ст. 164 ЖК РФ и п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" данные договоры заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом от своего имени.Участниками этих договорных отношений являются собственники, с одной стороны, и ресурсоснабжающая организация - с другой. В этом случае ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения несет ресурсоснабжающая организация. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем, являясь непосредственной обязанностью собственников помещений в многоквартирном доме (как и в договоре энергоснабжения), осуществляется либо собственниками самостоятельно, либо лицами, привлекаемыми ими (см. схему N 3).
Схема N 3. Договорные отношения по предоставлению коммунальных услуг при непосредственном управлении.
/-------------\ /-----------------------\
| Собственник |------------------------|Холодное водоснабжение|
| жилого |------------\/----------------------------------/
| помещения |----------\ || /-----------------------\
\-------------/ | \+----------| Горячее водоснабжение |
| | /--------------------------------/
| | | | | | /-----------------------\
| | | \--+-+--------| Водоотведение |
| | | | | /------------------------------/
| | | | | | /-----------------------\
| | \---------------+-+-+------| Электроснабжение |
| | | | | /----------------------------/
| | | | | | /-----------------------\
| \-----------------+-+-+-+----| Газоснабжение |
| | | | | /--------------------------/
| | | | | | /-----------------------\
\-------------------+-+-+-+-+--| Отопление |
/-------------\ | | | | | \-----------------------/
| Собственник |-------------/ | | | |
| жилого |---------------/ | | | |
| помещения |-----------------/ | | |
\---------------------------------/ | |
| |
| \-------------------------/ |
\----------------------------------/
В.К. Михайлов,
к.ю.н., советник организационно-аналитического управления
Аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ,
государственный советник 3-го класса РФ
"Жилищное право", N 4, апрель 2009 г.
--------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 15 июня 1996 г. N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" // СЗ РФ, 17 июня 1996 г., N 25, ст. 2963 (с 1 марта 2005 года признан утратившим силу в связи с введением в действие Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
*(2) СЗ РФ от 20 января 1997 г. N 3, ст. 349.
*(3) РГ, от 13 августа 1999 г. (признан утратившим силу в связи с принятием Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 г. N 444).
*(4) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" // "Российская газета" от 1 июня 2006 г. N 115.
*(5) См.: Часть 4 статью 154 ЖК РФ и пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
*(6) Гражданское право: Учебник. В 2 т. Т. II, полутом 2 / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. - М.: Волтерс Клувер, 2000. - С. 5.
*(7) Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России. - М., 2001. - С. 369.
*(8) Гордеев Д.П., Прокофьев В.Ю. Новое регулирование отношений по предоставлению коммунальных услуг. - "Жилищное право", 2006, N 8 - С. 47.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предоставление услуг или снабжение ресурсами - вот в чем вопрос
Автор
В.К. Михайлов - к.ю.н., советник организационно-аналитического управления Аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ, государственный советник 3-го класса РФ
"Жилищное право", N 4, апрель 2009 г.