Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
(подготовлен Минцифры России 16.06.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях приведения отдельных законодательных актов Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2022 г. N 572-ФЗ "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 572-ФЗ).
Частью 15 статьи 26 Федерального закона N 572-ФЗ установлено, что федеральные законы, иные правовые акты, вступившие в силу до дня вступления в силу Федерального закона N 572-ФЗ и предусматривающие использование государственной информационной системы "Единая информационная система персональных данных, обеспечивающая обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица", подлежат приведению в соответствие с Федеральным законом N 572-ФЗ до 1 июня 2024 г.
Федеральным законом N 572-ФЗ, в частности, признается утратившей силу статья 14.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ). В связи с указанным законопроектом предусмотрены изменения в части корректировки ссылок на законодательство Российской Федерации, регулирующее обработку биометрических персональных данных, и наименования единой биометрической системы в следующие нормативные правовые акты:
Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Федеральный закон N 395-1);
Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации";
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1;
Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ);
Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации;
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи";
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи";
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.
Изменения, вносимые законопроектом в Федеральный закон N 115-ФЗ, также направлены на обеспечение исполнения банками обязанности по предоставлению клиентам возможности открывать счета (вклады) в рублях и получать кредиты в рублях без личного присутствия после проведения идентификации с использованием единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы только с использованием действующих каналов взаимодействия с клиентами (сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) мобильных приложений) без необходимости создания новых каналов предоставления услуг для выполнения требований Федерального закона N 115-ФЗ, если это не предусмотрено стратегией развития финансовой организации.
Таким образом, указанные изменения будут способствовать популяризации единой биометрической системы и оптимизации финансовой нагрузки на банки.
Изменения, вносимые законопроектом в Федеральный закон N 395-1, также направлены на обеспечение возможности подписания банками с клиентами документов в электронном виде с использованием усиленной неквалифицированной электронной подписи (далее - УНЭП), сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме (далее - инфраструктура).
В настоящее время в инфраструктуре наряду с использованием простой электронной подписи, ключ которой получен физическим лицом при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, установленными Правительством Российской Федерации, (далее - ПЭП) все большее распространение получает использование УНЭП ввиду того, что данный способ электронного подписания документов в ходе практического применения доказал свое удобство и безопасность. Указанная тенденция нашла свое продолжение в том числе и в Федеральном законе N 572-ФЗ: помимо ПЭП, использование которой для подписания согласия физического лица на обработку биометрических персональных данных было предусмотрено еще Федеральным законом N 149-ФЗ, Федеральным законом N 572-ФЗ также введено использование для указанной цели УНЭП.
Указанные изменения предоставят банкам возможность выбрать подходящий способ реализации подписания документов в электронном виде при предоставлении услуг клиентам в электронном виде с учетом технологической готовности банка, а также будут способствовать повышению безопасности такого взаимодействия.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие и реализация предлагаемых решений не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, не повлечет негативных финансовых и иных последствий, в том числе социально-экономических, а также не окажет влияния на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.