Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 256 Трудового кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минтрудом России 21.06.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 256 Трудового кодекса Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) разработан в целях материальной поддержки работающих родителей, осуществляющих уход за детьми в возрасте до полутора лет, и стимулирования их к досрочному (до достижения ребенком возраста полутора лет) выходу на работу из отпуска по уходу за ребенком.
Проектом федерального закона вносятся изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, которые предусматривают сохранение права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком за матерью ребенка и другими лицами, имеющими право на данное пособие и вышедшими на работу из отпуска по уходу за ребенком ранее достижения им возраста полутора лет. Одновременно предусматривается сохранение права на получение указанного пособия в случае, если такие лица в период предоставленного им отпуска по уходу за ребенком работают у другого работодателя.
В настоящее время статьей 256 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что по заявлению лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком, во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию. То есть право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется только в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому. При этом продолжительность неполного рабочего времени, при которой застрахованное лицо не утрачивает права на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, законодательно не урегулирована.
Проект федерального закона устанавливает гарантии реализации права на ежемесячное пособие по уходу за ребенком работающим лицам, осуществляющим одновременно трудовую деятельность и уход за детьми в возрасте до полутора лет, согласно которым они смогут получать указанное пособие в случае выхода на работу из отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Кроме того, предусмотрено сохранение права на получение пособия также в случае, если в период предоставленного отпуска указанные лица работают у другого работодателя (независимо от того, трудятся ли они на условиях неполного рабочего времени или нет). Таким образом, одновременно проектом федерального закона устраняется существующая правовая неопределенность, связанная с продолжительностью неполного рабочего времени, при которой сохраняется право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
В 2022 году 1 699 152 застрахованных лиц находились в отпуске по уходу за ребенком и получали ежемесячное пособие по уходу за ребенком, из них 142 465 застрахованных лиц, находясь в отпуске по уходу за ребенком, работали на условиях неполного рабочего времени. Средний размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в 2022 году составлял 13 576,46 руб.
В ряде случаев данное пособие является единственным источником дохода.
Изменения, предусмотренные проектом федерального закона, направлены на повышение качества жизни лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, имеющих детей в возрасте до полутора лет.
Проект федерального закона предполагает одновременное внесение соответствующих изменений в Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ) и Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ).
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте федерального закона отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.