Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 105.14 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минобороны России 22.06.2023 г.)
В рамках выполнения пункта 2 раздела II протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 6 августа 2021 г. N 2 Минобороны России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в статью 105.14 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) в связи с созданием Военного инновационного технополиса "Эра" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Технополис).
Основными задачами Технополиса являются:
поиск и реализация инновационных проектов по приоритетным направлениям укрепления обороны страны, создания и (или) совершенствования вооружения, военной и специальной техники;
разработка, развитие и внедрение передовых идей и прорывных технологий в интересах обеспечения безопасности государства;
создание новой модели взаимодействия научных и образовательных организаций, научных рот Вооруженных Сил Российской Федерации, предприятий промышленности и организаций оборонно-промышленного комплекса при разработке и производстве высокотехнологичной продукции военного и двойного назначения;
сохранение и наращивание научного потенциала научных и образовательных организаций Российской Федерации, а также организаций оборонно-промышленного комплекса.
Технополис позиционируется как своего рода "открытая площадка", в рамках которой специалисты различных научных, образовательных и производственных организаций - участников Технополиса могут совместно реализовывать свои пилотные проекты и программы на основе прикладных и комплексных научных исследований, проводимых в интересах обороны страны и безопасности государства.
Участником Технополиса в установленном порядке может стать юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, проводящее научные исследования и разработки в области обороны страны и безопасности государства и (или) осуществляющее деятельность по разработке и созданию продукции военного, специального или двойного назначения, имеющее и готовое разрабатывать инновацию (прорывную технологию) по направлениям научных исследований Технополиса.
По заявлению указанной организации Минобороны России проводит научно-техническую экспертизу предложенной разработки (инновации, технологии) и вносит ее на рассмотрение Совета Технополиса.
После утверждения Советом с организацией заключается договор о совместной деятельности, предусматривающий условия научно-исследовательской деятельности организации за счет ее собственных финансовых средств на территории Технополиса.
Таким образом, организация, ставшая участником Технополиса, соответствует целям деятельности Технополиса, осуществляет деятельность в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации за счет собственных средств.
Однако, так как целью предпринимательской деятельности является извлечение прибыли, то полагается целесообразным коммерческой организации как участнику Технополиса предоставить меры государственной поддержки, изложенные в законопроекте.
Изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК) предусматривают освобождение участников Технополиса от уплаты НДС сроком до 10 лет с момента внесения в Реестр участников Технополиса, освобождение от уплаты налога на прибыль организации, а также пониженные ставки страховых взносов для работников организаций - участников Технополиса.
Указанными мерами государственной поддержки может воспользоваться организация, получившая статус участника Технополиса, только при соблюдении следующих условий:
созданием юридического лица не ранее начала предыдущего налогового периода, предшествующего налоговому периоду, в котором подана заявка на внесение в Реестр участников Технополиса;
не применением специальных налоговых режимов;
основным видом деятельности является научная и техническая деятельность.
Устанавливаемые законопроектом налоговые льготы не применяются в отношении крупных налогоплательщиков (участников Технополиса) в соответствии с уже предусмотренными НК ограничениями (абзац третий пункта 2 статьи 145.1 НК, абзац третий пункта 2 статьи 246.1 НК, абзацы второй и третий пункта 5.1 статьи 284 НК, абзац второй пункта 9 статьи 427 НК).
В соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851, законопроект размещен на официальном сайте regulation 851@economy.gov.ru с 22 декабря 2021 г. по 5 января 2022 г. для проведения его общественного обсуждения (ID проекта закона 01/05/12-21/00123150). По результатам указанного обсуждения предложений не поступало.
В соответствии с Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, законопроект размещен на официальном сайте regulation 851@economy.gov.ru с 22 декабря по 28 декабря 2021 г. для проведения его антикоррупционной экспертизы (ID 01/05/05-20/00102192). Заключения независимых экспертов в указанный период не поступали.
Принятие законопроекта позволит обеспечить рост экономики региона, создание новых рабочих мест, привлечение в инновационную сферу инвестиций и профессионалов, развитие науки и образования путем создания новых кооперационных цепочек с учетом уже существующих межрегиональных кооперационных связей, расширения рынков производимой продукции, снижения зависимости от импорта высокотехнологичной продукции во многих отраслях (машиностроении, химической, электротехнической, электронной, фармацевтической промышленности).
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, не влияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не подлежит оценке регулирующего воздействия.
Реализация федерального закона не потребует внесения изменений в нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, не потребует увеличения установленной предельной численности военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, а также дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета на обеспечение деятельности Технополиса и не повлечет социальных последствий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.