Проект Федерального закона "О легализации российских и иностранных официальных документов и истребовании документов"
(подготовлен МИД России 23.06.2023 г.)
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О легализации российских и иностранных официальных документов и истребовании личных документов
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с легализацией российских официальных документов, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации, иностранных официальных документов, предназначенных для представления на территории Российской Федерации, а также отношения, возникающие в связи с истребованием личных документов из Российской Федерации и с территории иностранных государств.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия и термины:
1) легализация российского официального документа - процедура, предусматривающая удостоверение подлинности подписи, полномочия лица, подписавшего документ, а также подлинности печати или штампа, которыми скреплен представленный на легализацию документ;
2) легализация иностранного официального документа - процедура, предусматривающая удостоверение подлинности подписи, полномочия должностного лица иностранного государства, осуществляющего согласно законодательству соответствующего иностранного государства функции подтверждения подлинности подписи, полномочия лица, подписавшего документ, подлинности печати или штампа, которыми скреплен представленный на легализацию документ, либо в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, - подлинности подписи, полномочия лица, подписавшего документ, а также подлинности печати или штампа, которыми скреплен представленный на легализацию документ;
3) легализационная отметка - штамп, проставляемый на документе или на отдельном листе, скрепляемом с этим документом, который подтверждает легализацию этого документа;
4) российские официальные документы - документы, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации:
федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти;
федеральными судами, конституционными (уставными) судами и мировыми судьями субъектов Российской Федерации;
органами прокуратуры Российской Федерации;
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
органами местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
государственными и муниципальными учреждениями.
В качестве российских официальных документов также рассматриваются документы, оформленные нотариусами Российской Федерации при совершении нотариальных действий или иными лицами, имеющими право совершать нотариальные действия, и документы, выданные многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг;
5) иностранные официальные документы - документы, составленные с участием должностных лиц компетентных органов иностранных государств или от них исходящие.
В качестве иностранных официальных документов рассматриваются также документы, оформленные нотариусами на территории иностранных государств при совершении нотариальных действий или иными лицами, имеющими право совершать нотариальные действия в соответствии с законодательством иностранного государства.
Статья 3. Нормативное правовое регулирование отношений в сфере легализации официальных документов и истребования документов
Отношения, возникающие в связи с легализацией российских официальных документов, иностранных официальных документов, а также с истребованием личных документов из Российской Федерации и с территории иностранного государства, регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 4. Легализация российских официальных документов
1. Легализация российских официальных документов осуществляется федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, а также его территориальными органами - представительствами на территории Российской Федерации в случаях, если такие российские официальные документы предназначены для представления на территории иностранных государств, которые не являются участниками международных договоров, отменяющих требование легализации документов.
2. Легализация нотариальных документов осуществляется после подтверждения подлинности подписи нотариуса и оттиска его печати в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции.
3. Порядок легализации российских официальных документов, форма заявления о легализации, срок рассмотрения такого заявления, порядок подачи заявления в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, а также форма легализационной отметки и порядок выдачи легализованного российского официального документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел.
Статья 5. Легализация иностранных официальных документов
1. Иностранные официальные документы, признаваемые действительными и предназначенные для представления на территории Российской Федерации, должны быть легализованы, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или иными нормативными правовыми актами.
Положения настоящей части не распространяются на выданные компетентными органами иностранных государств документы, удостоверяющие личность иностранных граждан и лиц без гражданства, признаваемые Российской Федерацией в этом качестве.
2. Легализация иностранных официальных документов на территории иностранных государств осуществляется уполномоченными консульскими должностными лицами.
3. Легализация иностранных официальных документов, составленных должностными лицами дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел.
При легализации иностранных официальных документов, составленных должностными лицами дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, осуществляется удостоверение подлинности подписи, полномочия лица, подписавшего документ, а также подлинности печати или штампа, которыми скреплен представленный на легализацию документ.
4. Порядок легализации иностранных официальных документов, форма заявления о легализации, срок рассмотрения такого заявления, порядок подачи заявления, а также форма легализационной отметки и порядок выдачи легализованного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел.
Статья 6. Реестр легализационных отметок
1. Ведение реестра легализационных отметок, проставленных на официальных российских документах и официальных иностранных документах (далее - реестр), осуществляется федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел.
2. Реестр содержит:
1) порядковый номер легализационной отметки и дату ее проставления;
2) фамилию, инициалы и должность лица, подлинность подписи которого удостоверена;
3) фамилию, инициалы и должность лица, проставившего легализационную отметку.
3. По решению федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, в реестре может указываться дополнительная информация.
4. Ведение реестра осуществляется в электронном виде, в том числе с использованием автоматизированных информационных систем.
Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, обеспечивает с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" возможность проверки ежедневно и круглосуточно соответствия данных легализационной отметки сведениям, внесенным в реестр.
Статья 7. Истребование личных документов из Российской Федерации
1. По заявлениям граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - заявители) консульское должностное лицо оказывает содействие в истребовании через федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, в том числе с использованием автоматизированных информационных систем, документов о государственной регистрации актов гражданского состояния, об образовании, о трудовом стаже и трудовой деятельности, а также иных личных документов либо сведений, подготовленных на основании документов, хранящихся в государственных архивных фондах на территории Российской Федерации.
При подаче заявления в дипломатическое представительство Российской Федерации или консульское учреждение Российской Федерации об истребовании личного документа из Российской Федерации консульское должностное лицо осуществляет проверку документов, подтверждающих право заявителя на получение истребованного документа.
2. В случаях, предусмотренных международными договорами по вопросам правовой помощи и правовых отношений по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, заявление об истребовании личного документа из Российской Федерации может быть направлено через федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции.
3. Истребованию из Российской Федерации не подлежат документы, удостоверяющие личность, военные билеты, трудовые книжки, а также документы, установленный порядок оформления и выдачи которых предусматривает только личное обращение заявителя в орган, оформляющий и выдающий такой документ.
4. Форма заявления об истребовании личного документа из Российской Федерации, порядок подачи заявления об истребовании документа из Российской Федерации, а также порядок выдачи истребованного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции.
5. Если в отношениях между Российской Федерацией и иностранным государством действует международный договор, положения либо практика применения которого предусматривают иной порядок пересылки личного документа, содействие заявителям в пересылке личного документа в иностранное государство оказывают федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые таким международным договором Российской Федерации.
Статья 8. Истребование личных документов с территории иностранного государства
1. По заявлениям граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, а также его территориальные органы - представительства на территории Российской Федерации оказывают содействие в истребовании через дипломатическое представительство Российской Федерации или консульское учреждение Российской Федерации (далее - загранучреждение), в том числе с использованием автоматизированных информационных систем, документов, выданных компетентными органами государства пребывания загранучреждения, в удостоверение актов гражданского состояния, о трудовом стаже и трудовой деятельности, а также иных личных документов либо сведений, подготовленных на основании документов, хранящихся в архивных фондах иностранных государств.
2. Документы, указанные в части первой настоящей статьи, не подлежат истребованию через федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел и его территориальные органы -представительства на территории Российской Федерации, в случае если законодательство иностранного государства не предусматривает возможность их истребования по дипломатическим каналам.
Сведения об иностранных государствах и личных документах, которые могут быть истребованы с территорий соответствующих иностранных государств по дипломатическим каналам, размещаются на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел.
3. В случаях, предусмотренных международными договорами по вопросам правовой помощи и правовых отношений по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, заявление об истребовании личного документа с территории иностранного государства может быть направлено через федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, либо через его территориальный орган.
4. Форма заявления об истребовании документа с территории иностранного государства, порядок подачи заявления об истребовании документа с территории иностранного государства, а также порядок выдачи истребованного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел,совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции.
5. Если в отношениях между Российской Федерацией и иностранным государством, с территории которого истребуется личный документ, действует международный договор, положения либо практика применения которого предусматривают иной порядок пересылки личного документа, содействие заявителям в пересылке личного документа с территории иностранного государства оказывают федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые таким международным договором Российской Федерации.
Статья 9. Государственная пошлина и консульские сборы
1. За легализацию российских и иностранных официальных документов на территории Российской Федерации и истребование документов с территории иностранного государства взимается государственная пошлина в размерах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
2. За легализацию иностранных официальных документов на территории иностранного государства и истребование документов из Российской Федерации взимаются консульские сборы и сборы в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением указанных действий, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 10. О признании не действующим на территории Российской Федерации Закона СССР от 24 июня 1991 года N 2261-1 "О порядке вывоза, пересылки и истребования личных документов советских и иностранных граждан и лиц без гражданства из СССР за границу"
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать не действующим на территории Российской Федерации Закон СССР от 24 июня 1991 года N 2261-I "О порядке вывоза, пересылки и истребования личных документов советских и иностранных граждан и лиц без гражданства из СССР за границу" (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991, N 27, ст. 784).
Статья 11. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2025 года.
Президент Российской Федерации |
В. Путин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.