Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О легализации российских и иностранных официальных документов и истребовании документов"
(подготовлен МИД России 23.06.2023 г.)
Проект федерального закона "О легализации российских и иностранных официальных документов и истребовании документов" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение пункта 30 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2023 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2022 года N 4112-р.
Законопроект имеет целью инкорпорировать в законодательство Российской Федерации положения Закона СССР от 24 июня 1991 года N 2261-1 "О порядке вывоза, пересылки и истребования личных документов советских и иностранных граждан и лиц без гражданства из СССР за границу", устраняя при этом правовые пробелы в области общих правил и организации деятельности по легализации российских официальных документов, иностранных официальных документов, а также истребования документов из Российской Федерации и с территории иностранного государства.
При этом с признанием недействующим на территории Российской Федерации вышеупомянутого Закона СССР не будут более применяться его утратившие актуальность нормы, в т.ч. запрет на вывоз и пересылку за пределы Российской Федерации отдельных категорий личных документов.
1.Легализация документов.
Согласно сложившейся международной практике легализация документов требуется в случаях, когда планируется использовать их на территории государства, с которым у государства происхождения документа отсутствует международный договор, отменяющий требование их легализации (например, Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов, 1961 года, Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года и т.п.). Так, по состоянию на 17 апреля 2023 года режим легализации документов действует в отношениях Российской Федерации с 75 иностранными государствами.
Законопроектом предполагается наделить полномочиями легализовывать российские официальные документы не только центральный аппарат МИД России, но и его территориальные органы (в части, касающейся российских официальных документов, исходящих от органов власти, действующих на территории соответствующего территориального органа), что в перспективе, как ожидается, будет способствовать созданию более удобных условий получения услуги для заявителей.
Кроме того, законопроект имеет целью восполнить правовой пробел в правилах использования на территории Российской Федерации иностранных официальных документов. Действующее российское законодательство пока не содержит общего требования о необходимости легализации иностранных официальных документов, представляемых на территории Российской Федерации. Такие нормы предусмотрены лишь отдельными отраслевыми законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Так, например, удостоверенная иностранным нотариусом доверенность, которая представляется нотариусу на территории Российской Федерации, подлежит легализации в силу положений статьи 106 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. Соответствующее требование распространяется и в отношении иностранных доверенностей, представляемых в российские суды (с учетом статьи 71 ГПК России).
Вместе с тем действующее законодательство не содержит общего требования о легализации иностранных официальных документов (например, нотариальных документов), используемых в рамках сделок между физическими лицами, что ведет к отсутствию единообразных правил использования иностранных официальных документов на территории Российской Федерации.
Согласно проектируемым нормам предлагается исключить из-под действия общего требования о легализации иностранных официальных документов документы, удостоверяющие личность иностранных граждан. Следует иметь в виду, что уже сейчас де-факто при получении визы и при пересечении государственной границы Российской Федерации иностранный гражданин представляет документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, без требования легализации. Проектируемая норма исключает возможность произвольного применения каким-либо органом или организацией в рамках самостоятельно утверждаемых правил (например, на основании внутреннего регламента и т.п.), подобного требования при предоставлении иностранным гражданам тех или иных услуг.
Важным нововведением, предусмотренным законопроектом, является создание реестра легализационных отметок, проставленных уполномоченными должностными лицами МИД России на официальных российских документах и российскими консульскими должностными лицами - на официальных иностранных документах.
При этом будет обеспечена возможность круглосуточного дистанционного доступа к сведениям о легализации документа любого заинтересованного лица с целью проверки факта осуществленной легализации, что будет вести к повышению уровня правовой защиты граждан, а также сокращению количества соответствующих запросов в МИД России и входящие в его систему загранучреждения.
2. Истребование документов.
Особенностью процесса истребования документов с территории иностранных государств является то, что его результативность в большей степени зависит от решения именно иностранного компетентного органа, рассматривающего соответствующий запрос, направленный по дипломатическим каналам.
Накопленный опыт работы российских консульских учреждений свидетельствует о том, что во многих странах практика истребования документов по дипломатическим каналам отсутствует - в предоставлении запрашиваемых документов отказывается, либо обращения российской стороны остаются без ответа (в том числе со ссылкой на защиту персональных данных). В ряде африканских, латиноамериканских стран и стран Юго-Восточной Азии отсутствуют архивы либо единая база хранения документов ЗАГС и иных личных документов.
Учитывая данное обстоятельство, законопроектом предусматривается возможность отказа в истребовании документов с территории иностранных государств в случаях, если местное законодательство не предполагает удовлетворения соответствующих запросов, поступающих по дипломатическим каналам.
Кроме того, при наличии международных договоров Российской Федерации, регламентирующих вопросы пересылки документов (в том числе договоры о правовой помощи и правовым отношениям по гражданским, семейным, уголовным и иным делам), попытки их истребовать по стандартным запросам по дипломатическим каналам нередко встречают отказы со стороны иностранных партнеров как несоответствующие по форме и/или порядку сношений, предусмотренным указанными международными договорами.
Таким образом, представляется целесообразным на законодательном уровне исключить возможность истребования документов по дипломатическим каналам в подобных случаях. Несмотря на приоритет международных договоров Российской Федерации над нормами национального законодательства, формальных правовых оснований для отказа инициаторам подобных запросов, поступающих в МИД России напрямую без учета положений действующих международных договоров, пока не имеется.
Предусмотренный статьей 11 проекта федерального закона отлагательный срок вступления его в силу обусловлен необходимостью доработки в целях реализации проектируемых норм ведомственных автоматизированных информационных систем, а также обновления специального программного обеспечения в российских дипломатических представительствах и консульских учреждениях.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), а также информация о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также не противоречит иным международным договорам Российской Федерации.
Реализация Федерального закона не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.