Пояснительная записка к проекту Решения Совета Евразийской экономической комиссии "О техническом регламенте Евразийского экономического союза "О безопасности строительных материалов и изделий"
(подготовлен Минстроем России 04.07.2023 г.)
1. Основание для разработки технического регламента.
Проект технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности строительных материалов и изделий" (далее - проект технического регламента ЕАЭС) разработан в соответствии:
- с пунктом 11 раздела I Плана разработки технических регламентов Евразийского экономического союза (далее - Союз) и внесения в них изменений, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 апреля 2021 г. N 57;
- со статьей 51 Договора о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор и Союз соответственно), в соответствии с которой техническое регулирование в рамках Союза осуществляется в соответствии с принципом установления единых обязательных требований в технических регламентах Союза или национальных обязательных требований в законодательстве государств-членов к продукции, включенной в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза (далее - единый перечень).
- со статьей 52 Договора, в соответствии с которой технические регламенты Союза или национальные обязательные требования действуют только в отношении продукции, включенной в утверждаемый Евразийской экономической комиссией (далее - ЕЭК) единый перечень. Позицией 22 единого перечня, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. N 526, предусматривается установление в рамках Союза обязательных требований к строительным материалам и изделиям.
Стороной, ответственной за разработку проекта технического регламента ЕАЭС в соответствии с Графиком, является Российская Федерация, органом государственного управления, ответственным за разработку проекта технического регламента ЕАЭС, является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а соразработчиком является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Российской Федерацией была представлена редакция проекта технического регламента ЕАЭС и комплект документов к нему, которые разработаны в соответствии с требованиями Порядка разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов ЕАЭС (утверждённый Решением Совета ЕЭК от 18.10.2016 N 147) и Рекомендаций по содержанию и типовой структуре технического регламента ЕАЭС (утверждённых Решением Совета ЕЭК от 21.08.2015 N 50), а также пояснительная записка к нему.
Проект технического регламента ЕАЭС разработан с учетом положений соответствующих технических регламентов государств-членов ЕАЭС, в том числе:
- Технический регламент Республики Беларусь "Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность" (ТР 2009/013/ВY) (утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 N 1748);
- Технический регламент Республики Казахстан "Требования к безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий" (утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 ноября 2010 года N1202);
- Технический регламент Кыргызской Республики "Безопасность строительных материалов, изделий и конструкций" (принят законом от 29 января 2010 года N 18);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 года N 2425 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия",
- Проект технического регламента РФ "О безопасности строительной продукции" (письмо Минпромторга России от 12.03.2020 N 16856/17);
- Регламент Европейского Парламента и Совета N305/2011 "Об установлении гармонизированных условий для распространения на рынке строительной продукции и отмене директивы 89/106/EEC" (далее - Регламент ЕС N 305/2011).
Также учтены другие нормативные правовые акты государств-участников ЕАЭС, принятых в данной области.
Проект технического регламента ЕАЭС увязан с действующими техническими регламентами ЕАЭС в сфере строительства:
- ТР ТС 002/2011 "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта";
- ТР ТС 003/2011 "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта";
- ТР ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог", в которых установлены требования, в т.ч. для строительных материалов и изделий.
2. Цели и задачи разработки технического регламента.
Технический регламент ЕАЭС разрабатывается в целях:
- обеспечения на таможенной территории ЕАЭС защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения;
- реализации Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан, Республики Армения, Республики Киргизия и Российской Федерации;
- гармонизации требований безопасности строительных материалов и изделий в государствах-членах Союза;
- установления обязательных требований для строительных материалов и изделий, в числе которых правила обращения на рынке, требования безопасности, обеспечение соответствия требованиям безопасности, правила оценки соответствия, маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Союза;
- устранение дублирования и противоречий между документами государств-членов Союза;
- снижения технических барьеров в торговле и обеспечения свободного перемещения строительных материалов и изделий, выпускаемой в обращение на территории государств-членов Союза;
- установление единых требований на методы исследований (испытаний) и измерений строительных материалов и изделий устанавливающихся в стандартах, включенных в перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов (проб), необходимые для применения и исполнения требований технического регламента ЕАЭС и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования;
- установление единых требований по существенным характеристикам для строительных материалов и изделий.
3. Состав и общая характеристика объектов технического регулирования, в отношении которых подготовлен проект технического регламента ЕАЭС.
Проект технического регламента ЕАЭС устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Союза требования к строительным материалам и изделиям, выпускаемым в обращение на таможенной территории Союза и предназначенным для использования при возведении, реконструкции, реставрации, эксплуатации и капитальном ремонте зданий и сооружений различного назначения (далее - строительные материалы и изделия), а также правила их оценки соответствия. Проект технического регламента ЕАЭС распространяется также на связанные со строительными материалами и изделиями процессы производства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
В проекте технического регламента ЕАЭС приведены основные понятия, необходимые для его применения и соблюдения. С целью введения единых правил обращения продукции на территории государств-членов Союза введено понятие "существенные характеристики". В контексте проекта технического регламента ЕАЭС под существенными характеристиками строительных материалов и изделий понимаются характеристики, обеспечивающие, при их применении по назначению, выполнение базовых требований безопасности к зданиям и сооружениям, перечень которых установлен в проекте технического регламента ЕАЭС с учетом положений технических регламентов государств-членов Союза и Регламента ЕС N 305/2011 и включает следующие требования:
1) механической безопасности;
2) пожарной безопасности;
3) санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к строительным материалам и изделиям;
4) безопасности и доступности при использовании;
5) энергетической эффективности зданий и сооружений;
6) рационального использования природных ресурсов.
Проект технического регламента ЕАЭС устанавливает существенные требования к строительным материалам и изделиям, обеспечивающие выполнение базовых требований к зданиям и сооружениям, а также требования по декларированию и маркировке (доведению информации) существенных характеристик строительных материалов и изделий, а также требования к составу сопроводительной документации и маркировке.
Проект технического регламента ЕАЭС устанавливает требования по размещению строительных материалов и изделий на рынке при их соответствии существенным требованиям безопасности строительных материалов и изделий, а также других технических регламентов, требования которых на них распространяются.
Проект технического регламента ЕАЭС устанавливает формы и схемы обязательного подтверждения соответствия существенных требований (декларирования соответствия и сертификации соответствия), учитывающие опыт государств-членов Союза. При их установлении использованы типовые схемы оценки соответствия, установленные в Решении Совета ЕЭК от 18.04.2020 N 44 "О типовых схемах оценки соответствия".
Проект технического регламента ЕАЭС обеспечивает применение риск-ориентированного подхода при выборе схем подтверждения соответствия строительных материалов и изделий.
В случае отсутствия межгосударственных, национальных (государственных) стандартов, устанавливающих требования к строительным материалам и изделиям или в случае, когда свойства и условия применения строительных материалов и изделий полностью или частично не регламентированы межгосударственными, национальными (государственными) стандартами в качестве основания для подтверждения их соответствия применяется процедура оценка пригодности для применения в строительстве. Проект технического регламента ЕАЭС устанавливает условия, при которых необходимо проводить оценку пригодности строительной продукции, требования к правилам и процедурам ее проведения, а также требования к организациям, уполномоченным на право проведения оценки пригодности. Техническое свидетельство, полученное в результате оценки пригодности, используется в качестве основания для проведения подтверждения соответствия. Уполномачивание на право проведения оценки пригодности строительных материалов и изделий проводится органами государственной власти государств-членов Союза, осуществляющими выработку и реализацию государственной политики, и нормативно-правовое регулирование в сфере строительства. органами по сертификации, уполномоченными на право проведения оценки пригодности строительных материалов и изделий в порядке, установленном Евразийской экономической комиссией.
Проект технического регламента ЕАЭС устанавливает необходимые для обеспечения безопасности строительных материалов и изделий требования по их транспортировке и хранению.
Объектами технического регулирования проекта технического регламента ЕАЭС являются следующие группы строительных материалов и изделий:
1. 1. Анкеры и крепежные изделия;
2. Арматура, арматурные изделия, для армирования бетонных конструкций;
3. Заполнители для бетонов и растворов;
4. Изделия бетонные и железобетонные;
5. Изделия для заполнения проемов: окна, двери, ворота, люки, устройства для дверей и окон (фурнитура);
6. Изделия для систем вентиляции;
7. Изделия для устройства стен, покрытий, перекрытий и перегородок;
8. Изделия и арматура монтажные для систем сигнализации и связи;
9. Изделия профильные погонажные из полимерных материалов, в том числе профили поливинилхлоридные для окон и дверей;
10. Композиционные материалы и изделия;
11. Материалы лакокрасочные для наружных и внутренних работ;
12. Материалы и изделия для защиты строительных изделий и конструкций от коррозии;
13. Материалы и изделия кровельные и гидроизоляционные;
14. Минеральные вяжущие;
15. Материалы и изделия из гипса;
16. Материалы и изделия из древесины;
17. Материалы и изделия изоляционные (теплоизоляционные, гидроизоляционные, звукоизоляционные);
18. Материалы и изделия герметизирующие и уплотняющие;
19. Материалы и изделия отделочные и облицовочные для внутренних и наружных работ;
20. Материалы и изделия геосинтетические;
21. Материалы для укрепления грунтов;
22. Материалы и изделия для устройства пола;
23. Металлические изделия;
24. Панели, блоки и штучные изделия для устройства стен, покрытий, перекрытий и перегородок;
25. Товарный бетон, Растворы строительные. Сухие строительные смеси. Добавки для бетонов и растворов;
26. Трубы, фитинги, трубопроводная арматура и комплектующие для наружных и внутренних инженерных систем различного назначения;
27. Стекло строительное и изделия строительного назначения из него;
28. Инженерное и санитарно-техническое оборудование;
29. Клеи на синтетической основе;
30. Материалы и изделия из хризотилцемента;
31. Радиаторы отопления и конвекторы отопительные;
32. Облицовочные материалы;
33. Материалы и изделия для устройства подвесного потолка;
Проект технического регламента ЕАЭС содержит следующие главы и приложения:
I "Область применения";
II "Основные понятия";
III "Существенные характеристики строительных материалов и изделий и базовые требования к зданиям и сооружениям";
IV "Правила идентификации строительных материалов и изделий";
V "Правила обращения строительных материалов и изделий";
VI "Требования к строительным материалам и изделиям";
VII "Обеспечение соответствия строительных материалов и изделий требованиям технического регламента";
VIII "Оценка соответствия строительных материалов и изделий";
IX "Требования к маркировке и сопроводительной документации строительных материалов и изделий";
X "Требования к транспортировке и хранению строительных материалов и изделий";
Приложение 1 "Перечень объектов технического регулирования, на которые распространяется действие технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности строительных материалов и изделий";
Приложение 2 "Базовые требования безопасности к зданиям и сооружениям, которые используются при формировании перечня и показателей (при наличии) существенных характеристик строительных материалов и изделий";
Приложение 3 "Перечень существенных характеристик для строительных материалов и изделий";
Приложение 4 "Классификация строительных материалов и изделий
в зависимости от риска невыполнения базовых требований безопасности к зданиям и сооружениям";
Приложение 5 "Порядок подтверждения пригодности строительных материалов и изделий для применения в строительстве";
Приложение 6 "Заявка на оформление технического свидетельства";
Приложение 7 "Бланк единой формы технического свидетельства о пригодности строительных материалов и изделий для применения в строительстве";
Приложение 8 "Санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к строительным материалам и изделиям".
4. Взаимосвязь проекта технического регламента с законодательными актами государств-членов Союза.
Проект технического регламента ЕАЭС взаимосвязан со следующими законодательными актами государств-членов Союза:
Закон Республики Беларусь от 5 января 2004 г. N 262-З "О техническом нормировании и стандартизации";
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
Закон Республики Казахстан от 9 ноября 2004 г. N 603-II "О техническом регулировании";
Закон Кыргызской Республики от 22 мая 2004 года N 67 "О техническом регулировании в Кыргызской Республике".
5. Информация о требованиях проекта технического регламента ЕАЭС, отличающихся от соответствующих международных, региональных, национальных стандартов.
Проект технического регламента ЕАЭС отличающихся требований от соответствующих международных, региональных, национальных стандартов не содержит.
Проект технического регламента ЕАЭС определяет с учетом специфики строительных материалов и изделий требования безопасности к ним, правила их подтверждения соответствия требованиям технического регламента, а также маркировки знаком соответствия в целях, установленных Договором Союза (подписан 29.05.2014 года в г.Астана).
При разработке проекта технического регламента ЕАЭС учтена специфика строительной продукции как объекта технического регулирования, а именно: строительная продукция, начинает выполнять предназначенную функцию только с того момента, когда становится частью здания или сооружения. Строительные материалы и изделия исходя из своего целевого назначения, должны обеспечивать реализацию базовых требований к зданиям и сооружениям на этапе их эксплуатации.
5. Анализ международного опыта и опыта государств-членов Союза в области установления обязательных требований, в отношении объектов технического регулирования, затронутых проект технического регламента ЕАЭС.
В Евросоюзе строительные материалы и изделия регулируются Регламентом Европейского Парламента и Совета N305/2011 "Об установлении гармонизированных условий для распространения на рынке строительной продукции и отмене директивы 89/106/EEC" (далее - Регламент ЕС N 305/2011).
Опыт государств-членов Союза в области установления обязательных требований:
1. Технический регламент Республики Беларусь "Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность" ТР 2009/013/ВY (утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 N 1748);
2. Технический регламент Республики Казахстан "Требования к безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий" (утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 ноября 2010 года N1202);
3. Технический регламента Кыргызской Республики "Безопасность строительных материалов, изделий и конструкций" (принят законом от 29 января 2010 года N 18);
4. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 года N 2425 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия".
6. Информация о требованиях, включенных в проект технического регламента ЕАЭС, отличающихся от соответствующих международных, региональных документов.
Требования безопасности строительных материалов и изделий, установленные в проекте технического регламента ЕАЭС гармонизированы с требованиями Регламента ЕС N 305/2011.
Проект технического регламента ЕАЭС отличий не содержит.
7. Информация о соответствии проекта технического регламента ЕАЭС, требованиям в области обеспечения единства измерений.
Проект технического регламента ЕАЭС, не затрагивает аспекты обеспечения единства измерений.
Формы, схемы и процедуры оценки соответствия установленные в проекта технического регламента ЕАЭС на основе типовых схем оценки соответствия, утверждаемых Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 апреля 2018 г. N 44 "О типовых схемах оценки соответствия".
8. Информация о единых санитарных требованиях и процедурах, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных требованиях, включаемых в проект технического регламента ЕАЭС.
Проект технического регламента ЕАЭС, не затрагивает аспекты единых санитарных требований и процедур, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных требований.
9. Введение в действие проекта технического регламента ЕАЭС.
Переходные положения технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности строительных материалов и изделий" устанавливают, что:
а) документы об оценке соответствия продукции обязательным требованиям, установленным актами, входящими в право Евразийского экономического союза (далее - Союз), или законодательством государства - члена Союза (далее - государство-член), выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности строительных материалов и изделий" (далее соответственно - продукция, технический регламент), до даты вступления в силу технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 24 месяцев с даты вступления в силу технического регламента
С даты вступления в силу технического регламента выдача или принятие документов об оценке соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным актами, входящими в право Союза, или законодательством государства-члена, не допускается;
б) в течение 24 месяцев с даты вступления в силу технического регламента допускаются производство и выпуск в обращение на таможенной территории Союза продукции, не подлежавшей до даты вступления в силу технического регламента обязательной оценке соответствия обязательным требованиям, установленным актами, входящими в право Союза, или законодательством государства-члена, без документов об обязательной оценке соответствия продукции и без маркировки национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке);
В) в течение 24 месяцев с даты вступления в силу технического регламента допускаются производство и выпуск в обращение на таможенной территории Союза продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными актами, входящими в право Союза, или законодательством государства-члена, при наличии документов об оценке соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до даты вступления в силу технического регламента.
Продукция маркируется национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке) в соответствии с законодательством государства-члена. Маркировка такой продукции единым знаком обращения продукции на рынке Союза не допускается;
г) обращение продукции, указанной в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта, допускается в течение срока службы, установленного в соответствии с законодательством государства-члена.
10. Финансово-экономическое обоснование проекта технического регламента ЕАЭС.
Проведена оценка расходов адресатов регулирования, связанных с необходимостью исполнения и/или соблюдения установленных проектов технического регламента ЕАЭС обязанностей, ограничений и (или) запретов.
Для каждой группы адресатов регулирования, прямо или косвенно затронутых регулированием проекта технического регламента ЕАЭС, приведена оценка ожидаемых расходов и/или доходов как разницы между существующими в настоящее время расходами и/или доходами и расходами и/или доходами на выполнение (в связи с введением) новых обязанностей, ограничений и (или) запретов, то есть дополнительными расходами и/или доходами, которые данная группа адресатов регулирования понесет (приобретет) в результате введения регулирования проекта технического регламента ЕАЭС.
Изготовители продукции понесут издержки, связанные с подтверждением соответствия, и получат выгоду от условий для добросовестной конкуренции и признания сертификатов соответствия на территории Союза.
Реализация проекта технического регламента ЕАЭС не повлечет за собой дополнительных расходов бюджета Евразийского экономического союза и государств-членов Союза.
11. Информация о проблемах, на решение которых направлен проект технического регламента ЕАЭС.
Проект технического регламента ЕАЭС устраняет ряд выявившихся проблем связанных с применением строительных материалов и изделий на территории государств-членов Союза, вызывающих неоднозначное понимание заявителями на подтверждение соответствия, органами по сертификации и инспекционного контроля. Главными из этих проблем являются:
- дублирование с другими техническими регламентами ЕАЭС и нормативно-правовыми документами государств -членов;
- отсутствия механизма определения существенных характеристик строительных материалов и изделий в соответствии с их областью применения и влияния на безопасность зданий и сооружений;
- недостаточности предлагаемых форм подтверждения соответствия для строительных материалов и изделий;
- неоднозначное понимание положений, касающихся понятийного аппарата в области строительных материалов и изделий;
- гармонизация с системой технического регулирования, принятой в Европейском Союзе;
- отсутствия критериев отнесения строительной продукции к новой, подлежащей оценке технической пригодности;
- отсутствуют правил, схем и процедур сертификации (декларирования), принятые нормативными правовыми актами, в результате, каждый производитель (поставщик) в зависимости от своей добросовестности и коммерческих интересов самостоятельно решает, как он будет проводить сертификацию и принимать декларацию;
-требования к строительной продукции устанавливаются в национальных стандартах, при этом законодательством о техническом регулировании и стандартизации установлены существенные ограничения по применению таких стандартов на обязательной основе;
-предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия применяемых строительных материалов требованиям технических регламентов и проектной документации, но не стандартов, применяемых в настоящее время при производстве строительных материалов;
12. Круг лиц, на защиту интересов которых направлена разработка проекта технического регламента ЕАЭС.
Основными лицами, на защиту интересов которых направлена разработка проекта технического регламента ЕАЭС, являются потребители, изготовители, уполномоченные изготовителями лица и продавцы строительных материалов и изделий, органы по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия), аккредитованные испытательные лаборатории (центры) и иные заинтересованные лица.
13. Адресаты регулирования, в том числе субъекты предпринимательской деятельности, и воздействие, оказываемое на них проект технического регламента ЕАЭС.
Адресатами регулирования являются изготовители (производители), уполномоченные изготовителями лица и продавцы, осуществляющие выпуск в обращение на таможенной территории Союза строительных материалов и изделий, а также импортеры, потребители (приобретатели) строительных материалов и изделий, а также испытательные лаборатории (центры) и иные заинтересованные лица.
Проект технического регламента ЕАЭС в целом окажет позитивное влияние на условия ведения предпринимательской деятельности.
Регулирующее воздействие изменений приведет к:
- устранению дублирования с другими техническими регламентами Союза;
- конкретизации положений, касающихся понятийного аппарата и отдельных требований к строительным материалам и изделиям;
- конкретизации Перечней объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям проекта технического регламента ЕАЭС.
14. Содержание ограничений, устанавливаемых проектом изменений для субъектов предпринимательской деятельности, иных заинтересованных лиц, интересы которых будут затронуты.
Проект технического регламента ЕАЭС не устанавливает дополнительных ограничений для субъектов предпринимательской и иной деятельности, и иных заинтересованных лиц.
15. Механизм решения проблем, в целях устранения которых подготовлен проект технического регламента ЕАЭС и достижения цели регулирования, предусмотренной проектом технического регламента ЕАЭС.
Проблемы, указанные в пункте 11 настоящей пояснительной записки, решаются в тексте проекта технического регламента ЕАЭС.
16. Информация об иных возможных способах разрешения проблем, для устранения которых подготовлен проект технического регламента ЕАЭС.
Иные способы разрешения проблем, описанных в пункте 15 настоящей пояснительной записки, отсутствуют.
17. Источники информации.
Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года
Технический регламента Таможенного союза "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта" (ТР ТС 002/2011);
Технический регламента Таможенного союза "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (ТР ТС 003/2011);
Технический регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011);
Регламента Европейского Парламента и Совета N305/2011 "Об установлении гармонизированных условий для распространения на рынке строительной продукции и отмене директивы 89/106/EEC" (Регламент ЕС N 305/2011).
Приложение 1
Базовых требований безопасности к зданиям и сооружениям, которые используются при формировании перечня и показателей (при наличии) существенных характеристик строительных материалов и изделий.
N п/п |
Проект ТР ЕАЭС "О безопасности строительных материалов и изделий" Приложение 2 |
Описание Базовых требований безопасности к зданиям и сооружениям, которые используются при формировании перечня и показателей (при наличии) существенных характеристик строительных материалов и изделий |
Регламент ЕС 305/2011 |
ТР "Требования к безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий" Приложение 2 |
Технический регламент Кыргызской Республики "Безопасность строительных материалов, изделий и конструкций Статья 4 |
Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30.12.2009 N 384-ФЗ Статья 3, пункт 6 |
Технический регламент ТР 2009/013/BY "Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность" Статья 5 |
1. |
Механическая безопасность |
Объектами механической безопасности являются строительные материалы и изделия, используемые при строительстве, которые должны воспринимать внешние воздействия в процессе их применения, с целью исключения: - разрушения всего или части здания и/или сооружения;- деформаций, при которых эксплуатация здания и/или сооружения недопустима;- повреждения других конструктивных элементов строительных сооружений в результате деформаций при нагружении конструкций. |
Механическое сопротивление и устойчивость |
Механическая прочность и устойчивость |
Статья 5. Требования к обеспечению механической и промышленной безопасности |
Механическая безопасность |
Механическая прочность и устойчивость |
2. |
Пожарная безопасность |
Объектами пожарной безопасности являются все горючие строительные материалы и изделия, снижающие свои прочностные характеристики под воздействием огня или высокой температуры, что может привести к их обрушениям и ударным воздействиям на субъект безопасности. Строительные материалы и изделия должны обладать таким свойствами, чтобы в случае возникновения пожара: - допустимая нагрузка на конструкции сохранялась в течение определенного периода времени; - образование и распространение огня и дыма в пределах строительных сооружений было ограничено; - распространение огня к соседним строительным сооружениям было ограничено; - токсичность продуктов горения строительных материалов и изделий из них должна быть такова, чтобы люди могли безопасно покинуть здание /сооружение или быть спасены. |
Безопасность в случае пожара |
Пожарная безопасность и взрывобезопасность |
Статья 6. Требования к обеспечению пожаро- и взрывобезопасности |
Пожарная безопасность |
Пожарная безопасность |
3. |
Гигиена, защита здоровья и окружающей среды |
Строительные материалы должны соответствовать требованиям безопасности в течение всего жизненного цикла зданий и сооружений, не представлять угрозу гигиене, здоровью и безопасности человека, животных, а также растений и не оказывать чрезмерно высокого влияния на качество окружающей среды, в частности, в результате любого из следующих факторов: - выделения ядовитого газа; - эмиссия опасных веществ, летучих органических соединений, парниковых газов или опасных частиц в воздух помещений в пределах, установленных Союзом; - содержание и/или выделение в окружающую среду вредных химических веществ в таких количествах, которые могут оказывать прямое или косвенное воздействие на организм людей, животных или растений. Содержание вредных для людей, животных или растений химических веществ в составе лакокрасочных, полимерных и полимерсодержащих строительных материалов и изделий должны соответствовать требованиям, установленным Союзом; - содержание вредных для людей, животных или растений радиационных веществ в составе горных пород, щебня, гравия, глины, песка, цемента, изделий из них, в том числе стекла, готовых металлических изделий и так далее должно соответствовать требованиям радиационной безопасности, установленным Союзом; - обеспечивать санитарно-эпидемиологическую безопасность для человека и животных, находящихся в зданиях и сооружениях, что достигается установлением соответствующих санитарно-эпидемиологических требований к характеристикам (свойствам) строительных материалов и изделий. |
Гигиена, здоровье и окружающая среда |
Химическая безопасность |
Статья 7. Требования к обеспечению химической безопасности |
Безопасные для здоровья человека условия проживания и пребывания в зданиях и сооружениях |
Гигиена, защита здоровья и наследственности человека, охрана окружающей среды |
Радиационная безопасность |
Статья 8. Требования к обеспечению радиационной безопасности |
||||||
Защита от шума |
Санитарно-эпидемиологическая безопасность (химические, физические и биологические факторы) |
Статья 9. Требования экологической и биологической безопасности |
Безопасность при эксплуатации |
||||
Биологическая безопасность | |||||||
4. |
Безопасность и доступность при использовании |
Объектами безопасности и доступности при использовании являются строительные материалы и изделия, которые должны быть применены таким образом, чтобы они не представляли недопустимого риска несчастных случаев или повреждений при обслуживании или при использовании, в частности в результате любого из следующего фактора: - соприкосновения людей и животных с поверхностями с высокими или очень низкими температурами; - поражения электрическим током и эмиссии опасных излучений; - скольжения, падения, столкновения, ожога, в том числе с учетом доступности и использования для инвалидов. |
Безопасность и доступность в использовании |
Термическая безопасность |
Статья 10. Требования к обеспечению термической безопасности |
Безопасность для пользователей зданиями и сооружениями |
Защита от шума и вибрации |
Безопасный уровень воздействия зданий и сооружений на окружающую среду | |||||||
Статья 11. Требования к обеспечению электрической безопасности и безопасности излучения |
Доступность зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения |
||||||
Безопасность при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях | |||||||
5. |
Энергетическая эффективность зданий и сооружений |
Объектами энергетической эффективности зданий и сооружений являются строительные материалы и изделия, используемые при строительстве для снижения количества энергии, которую здание или сооружение требует в использовании с учетом проживающих и климатических условий местоположения объекта. |
Энергосбережение и теплоизоляция |
|
|
Энергетическая эффективность зданий и сооружений |
Экономия энергии и тепловой защиты |
6. |
Рациональное использование природных ресурсов |
Строительные материалы и изделия должны быть применены таким способом, при котором использование природных ресурсов является устойчивым, и, в частности могли гарантировать следующее: - повторное использование или рециклинг строительных конструкций, их материалов и частей после разрушения; - использование экологически безопасных строительных материалов и изделий. |
Устойчивое использование природных ресурсов |
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.