Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О ратификации Протокола N 2 к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгрии о предоставлении Правительству Венгрии государственного кредита для финансирования строительства атомной электростанции на территории Венгрии от 28 марта 2014 года"
(подготовлен Минфином России 07.07.2023 г.)
В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгрии о предоставлении Правительству Венгрии государственного кредита для финансирования строительства атомной электростанции на территории Венгрии от 28 марта 2014 года (далее - Соглашение) Венгрии предоставлен государственный экспортный кредит в сумме до 10 млрд. евро на цели финансирования сооружения двух энергоблоков атомной электростанции "Пакш" на территории Венгрии.
В связи с введенными в феврале 2022 года США и Евросоюзом односторонними ограничительными мерами в отношении России и, как следствие, невозможностью получения Российской Федерацией платежей в евро Минфин России провел ряд двусторонних консультаций с Минфином Венгрии при участии российского подрядчика и венгерского заказчика по согласованию новых условий и порядка осуществления платежей по Соглашению.
По итогам согласован проект Протокола N 2 к Соглашению (далее - Протокол N 2), предусматривающий следующее:
- погашение венгерской стороной накопленной с 1 марта 2022 года и до даты вступления в силу Протокола N 2 задолженности по уплате процентов по кредиту (по состоянию на 1 июля 2023 г. - 1,6 млн. евро), а также комиссии за неиспользование согласованной суммы кредита за 2021 и 2022 годы (в общей сумме 0,9 млн. евро) не позднее 30 календарных дней после даты вступления в силу Протокола N 2;
- неначисление штрафных процентов на сумму вышеуказанных невыполненных в срок платежей по кредиту в случае осуществления их в течение установленного Протоколом N 2 срока;
- прекращение действия всех положений Соглашения, касающихся процедуры принятия контракта к финансированию (статьи 8 и 13 Соглашения и соответствующие приложения N 1 - 3 к нему); с подтверждением факта принятия контракта к финансированию в апреле 2017 года;
- осуществление платежей по кредиту с использованием счета венгерской стороны в евро, который планируется открыть в российском банке, и процедуры безакцептного списания российской стороной валютных средств с этого счета в оплату задолженности по кредиту.
Проект распоряжения Правительства Российской Федерации "О подписании Протокола N 2 к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгрии о предоставлении Правительству Венгрии государственного кредита для финансирования строительства атомной электростанции на территории Венгрии от 28 марта 2014 года" (далее - распоряжение) внесен Минфином России в Правительство Российской Федерации 3 июля 2023 г. в установленном порядке. Подписание Протокола N 2 планируется в ближайшее время после одобрения Правительством Российской Федерации.
Учитывая, что пунктом 3 статьи 5 Протокола N 2 предусмотрено привлечение сторонами агентов для реализации Соглашения, не состоящих под какими-либо внешними ограничениями, препятствующими выполнению ими своих функций, в целях исключения возможности трактовки данного положения как юридического признания Россией легитимности таких мер (в т.ч. со стороны Европейского союза) в проект федерального закона о ратификации Протокола N 2 включено заявление Российской Федерации о признании лишь тех ограничений, которые приняты во исполнение международных договоров, участником которых является Россия. Такая конструкция позволяет избежать необходимости корректировки Протокола N 2 и, соответственно, повторного его согласования венгерской стороной с Европейской комиссией.
Проекты постановления Правительства Российской Федерации и федерального закона о ратификации Протокола N 2 (далее - НПА) не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Протокол N 2 не содержит правил иных, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Реализация предлагаемых проектами НПА решений не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
НПА не окажут влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация Протокола N 2 не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и позволит обеспечить поступление средств в федеральный бюджет в погашение накопленной задолженности и осуществление дальнейших выплат по Соглашению в пользу Российской Федерации.
Протокол N 2 не противоречит Правилам предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам-заёмщикам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1456-50.
Протокол N 2 предусматривает изменение условий погашения задолженности Венгрии по кредиту и в соответствии со статьей 127 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежит ратификации.
В проектах НПА отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, а также обязательные требования о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.