Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях"
(подготовлен Минюстом России 12.07.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - законопроект) разработан в целях унификации используемой в Федеральном законе от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Закон N 125-ФЗ) терминологии в отношении наименования органа государственной власти, уполномоченного на принятие решения о государственной регистрации религиозной организации.
В Законе N 125-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере государственной регистрации религиозной организации, поименован как: "орган, принимающий решение о государственной регистрации религиозной организации" (статьи 7, 8, 11, 14), "федеральный орган государственной регистрации" (статьи 11, 14, 24.2, 25, 25.1), "федеральный орган юстиции" (статья 27).
Кроме того, Федеральным законом от 23.07.2008 N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации" в целях повышения эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти внесены изменения в статьи 11 и 13 Закона N 125-ФЗ, согласно которым полномочия по утверждению порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы, а также по установлению порядка регистрации, открытия и закрытия представительства иностранной религиозной организации закреплены за уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
При этом в соответствии с подпунктом 30 (11) пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 (далее - Указ N 1313), уполномоченным органом являлся Минюст России.
Указом Президента Российской Федерации от 13.01.2023 N 10 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" Указ N 1313 признан утратившим силу.
Таким образом, в настоящее время указанные полномочия на законодательном уровне не закреплены, что свидетельствует о необходимости правового регулирования данного вопроса.
Законопроектом предлагается непосредственно в Законе N 125-ФЗ закрепить полномочия Минюста России по установлению порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы, порядка регистрации, открытия и закрытия представительства иностранной религиозной организации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 и иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.