Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления административной ответственности в отношении юридических лиц и лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, возникающей в связи с созданием в Российской Федерации национальной системы прослеживаемости товаров)"
(подготовлен Минфином России 17.07.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления административной ответственности в отношении юридических лиц и лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, возникающей в связи с созданием в Российской Федерации национальной системы прослеживаемости товаров)" (далее - законопроект) направлен на реализацию положений пункта 2.3 статьи 23 и пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 09.11.2020 N 371-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" в связи с созданием в Российской Федерации национальной системы прослеживаемости товаров.
Законопроектом предусматривается внесение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях норм об ответственности юридических лиц и лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, за следующие нарушения:
непредставление отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости; неотражение (неполное отражение, искажение) реквизитов прослеживаемости в счетах-фактурах и универсальных передаточных документах;
искажение реквизитов прослеживаемости в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости;
нарушение установленного способа представления счетов-фактур и универсальных передаточных документов, содержащих реквизиты прослеживаемости.
Также законопроектом предусматривается ответственность юридических лиц - операторов электронного документооборота за непредставление счетов-фактур и универсальных передаточных документов, содержащих реквизиты прослеживаемости.
Вводимые положения не противоречат положениям действующего законодательства Российской Федерации.
Аналогичные по содержанию проекты федеральных законов в настоящее время в палатах Федерального Собрания Российской Федерации на рассмотрении не находятся.
Положения законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принимаемый законопроект распространяется на более 357 тыс. участников оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, вместе с тем на по данным национальной системы прослеживаемости на конец 2022 года, количество участников оборота, отражавшие в представленных в налоговый орган документах реквизиты прослеживаемости составляет 280 тыс. налогоплательщиков. Кроме того, в представленных документах с реквизитами прослеживаемости выявлено порядка 226 тысяч расхождений, вместе с тем доля закрытия составляет 14,45%.
Таким образом отсутствие меры пресечения по нарушениям законодательства о прослеживаемости влияет на чистоту и полноту данных в национальной системе прослеживаемости.
Принятие положений, предусмотренных законопроектом, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение таких требований или последствиях их несоблюдения, отсутствуют.
Реализация мероприятий, предусмотренных законопроектом, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, и будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации штатной численности и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти на руководство и управление в сфере установленных функций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.