Пояснительная записка к проекту Указа Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" и в Положение, утвержденное этим Указом"
(подготовлен МЧС России 19.07.2023 г.)
Проект указа Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" и в Положение, утвержденное этим Указом" (далее - проект указа, Указ N 868, Положение об МЧС России) разработан в целях повышения эффективности реализации возложенных на МЧС России функций по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, безопасности людей на водных объектах.
Проектом указа предлагается внесение изменений в целях возложения на МЧС России полномочий по руководству деятельностью противофонтанных военизированных частей, а также регулированию порядка координации и оперативного управления их силами и средствами в связи с передачей в ведение МЧС России указанных частей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 марта 2022 г. N 488-р).
Создание условий для качественного совершенствования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в данной сфере требует четкого нормативного регулирования деятельности противофонтанных служб и параметров организации аварийно-спасательного обслуживания, обязательных, в том числе для обслуживаемых организаций, установления действенных механизмов управления и взаимодействия на случай крупномасштабных и сложных аварий, а также контроля за качественным состоянием подразделений противофонтанных служб.
С учетом аналогичного положительного опыта по совершенствованию системы предупреждения и ликвидации аварий на объектах ведения горных работ и наличия в структуре МЧС России военизированных горноспасательных частей для обеспечения дальнейшего стабильного функционирования противофонтанных военизированных частей требуется совершенствование системы предупреждения и ликвидации аварий на объектах топливно-энергетического комплекса и внесение соответствующих изменений в Положение об МЧС России.
Для эффективной организации деятельности противофонтанных военизированных частей в системе МЧС России проектом указа предлагается дополнить основные функции МЧС России функцией по разработке и утверждению устава внутренней службы противофонтанных военизированных частей.
В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами. В системе МЧС России созданы и функционируют 79 судебно-экспертных учреждений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - ФПС ГПС) центрального подчинения, осуществляющих производство судебных экспертиз по делам о пожарах и нарушениях требований пожарной безопасности. Деятельность судебно-экспертных учреждений ФПС ГПС является отдельным видом деятельности в системе МЧС России. В этой связи необходимо дополнить перечень учреждений, входящих в систему МЧС России, судебно-экспертными учреждениями.
Правилами формирования и утверждения перечня критически важных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2021 г. N 981 (далее - Правила формирования перечня КВО), установлен новый порядок формирования и утверждения перечня критически важных объектов. Федеральные органы исполнительной власти и государственные корпорации осуществляют формирование, утверждение и ведение ведомственных разделов перечня в части, касающейся критически важных объектов, правообладателями которых являются эти федеральные органы исполнительной власти и государственные корпорации или организации, в отношении которых они осуществляют координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления) и представляют соответствующую информацию в МЧС России для формирования общего перечня таких объектов. С учетом изложенного предлагается абзац восемнадцатый подпункта 1 пункта 8 Положения об МЧС России исключить.
Федеральным законом от 11 июня 2021 г. N 168-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" и статьи 1 и 22 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" внесены изменения в статью 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ), в соответствии с которыми функция системы обеспечения пожарной безопасности "выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности" заменена функцией "осуществление деятельности в области пожарной безопасности". При этом частью третьей указанной статьи полномочием по определению порядка осуществления договорными подразделениями федеральной противопожарной службы видов деятельности в области пожарной безопасности наделено Правительство Российской Федерации. В целях приведения Положения об МЧС России в соответствие законодательству Российской Федерации предлагается внести соответствующие изменения в абзац двадцать четвертый подпункта 1 пункта 8.
МЧС России организована работа по внесению изменений в Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - законопроект) в части закрепления на законодательном уровне полномочия Правительства Российской Федерации по утверждению качественных и количественных параметров деятельности профессиональных противофонтанных служб, системы их управления и взаимодействия. В развитие соответствующих положений законопроекта предлагается отнести к функциям МЧС России разработку и представление в Правительство Российской Федерации проекта положения о профессиональных противофонтанных службах и правил расчета стоимости обслуживания объектов бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата профессиональными противофонтанными службами, предусмотрев изменения в подпункт 1 пункта 8 Положения об МЧС России.
Законопроект планируется включить в План законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2023 год при его корректировке. Предлагаемые изменения направлены на эффективное интегрирование противофонтанных военизированных частей в систему МЧС России с закреплением за МЧС России соответствующего полномочия по руководству их деятельностью.
Проектом указа предлагается скорректировать полномочие МЧС России по разработке инструкции по оценке состояния функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций во избежание дублирования полномочий по проведению мероприятий в ходе надзорной деятельности, исключив из абзаца двенадцатого подпункта 2 пункта 8 Положения об МЧС России слова "проверке и".
Предложение по внесению изменения в абзац тридцатый подпункта 2 пункта 8 Положения об МЧС России подготовлены в связи с признанием постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г. N 1928 "Об утверждении правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями" утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий". Средства резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий включены в резервный фонд Правительства Российской Федерации.
В целях приведения в соответствие с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации положения абзаца тридцать пятого подпункта 2 пункта 8 Положения об МЧС России излагаются в новой редакции, предусматривающей установление права МЧС России разрабатывать и утверждать нормы по обеспечению продовольствием и имуществом продовольственной службы обучающихся в образовательных организациях, находящихся в ведении МЧС России, а также описание и правила ношения формы одежды и знаков различия.
Исключение абзаца сорок второго подпункта 2 пункта 8 Положения об МЧС России обусловлено закреплением полномочий на утверждение критериев аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), в постановлении Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 г. N 636 "Об аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю".
В соответствии с пунктом 6 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии со статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. К специализированному жилищному фонду относятся, в том числе жилые помещения маневренного фонда.
В МЧС России жилые помещения маневренного фонда необходимы для временного проживания военнослужащих, сотрудников ФПС ГПС, работников, а также граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией зданий (пожарных депо), в которых находятся жилые помещения, а также указанных лиц, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств или в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Дополнение новыми абзацами подпункта 2 пункта 8 Положения об МЧС России обусловлено совершенствованием в системе МЧС России вопросов предоставления жилых помещений федеральным государственным гражданским служащим и работникам МЧС России и использования жилых помещений федеральными государственными гражданскими служащими и работниками МЧС России, а также учета федеральных государственных гражданских служащих и работников МЧС России, нуждающихся в жилых помещениях.
Дополнение новым абзацем подпункта 2 пункта 8 Положения об МЧС России позволит упорядочить направление военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников федеральной противопожарной службы на военно-врачебную экспертизу.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 11 января 2018 г. N 12, основной задачей государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является совершенствование деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), предусматривающее, в том числе применение систем дистанционного мониторинга чрезвычайных ситуаций с использованием космических аппаратов.
Для совершенствования деятельности органов управления и сил РСЧС,а также повышения эффективности деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций в МЧС России ведется работа по формированию территориально-распределенной системы дистанционного мониторинга чрезвычайных ситуаций по аналогии с уже созданными государственной территориально-распределенной системой дистанционного мониторинга Росгидромета и единой территориально-распределенной информационной системой дистанционного зондирования Земли (ЕТРИС ДЗЗ) Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - ГК "Роскосмос").
На сегодняшний день система дистанционного мониторинга чрезвычайных ситуаций представлена четырьмя ведомственными станциями приема и обработки космической информации и двумя совместными с ГК "Роскосмос" центрами приема, обработки и распространения космической информации. На 2024 год запланирован ввод в эксплуатацию третьего совместного с ГК "Роскосмос" центра приема, обработки и распространения космической информации, что в целом позволит обеспечить прием данных ДЗЗ по всей территории Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с Планом строительства и развития сил и средств МЧС России на 2021 - 2025 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 24 июня 2021 N 376, МЧС России предусмотрен комплекс мероприятий по повышению эффективности функционирования системы космического мониторинга в целях доведения к 2025 году доли оправдавшихся прогнозов чрезвычайных ситуаций до 91,45 %.
Принимая во внимание все вышеизложенное, предлагается проектом указа предусмотреть наделение МЧС России полномочиями по осуществлению дистанционного мониторинга чрезвычайных ситуаций и разработке Положения о дистанционном мониторинге чрезвычайных ситуаций.
В рамках данной функции, а также во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 19 июня 2023 г. N 5650п-П11 по разделу 1 Плана мероприятий (дорожная карта) по оптимизации системы государственного управления в сфере тушения ландшафтных (природных) пожаров, в том числе лесных пожаров, функции МЧС России предлагается дополнить в подпункте 4 пункта 8 Положения об МЧС России абзацем по осуществлению МЧС России сбора и мониторинга оперативной информации о ландшафтных (природных) пожарах.
Правилами формирования и утверждения перечня потенциально опасных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2021 г. N 1155 (далее - Правила формирования перечня ПОО), установлен порядок формирования и утверждения перечня потенциально опасных объектов.
Пунктом 5 Правил формирования перечня ПОО установлено, что формирование и утверждение указанного перечня осуществляется МЧС России. При этом пунктами 5 и 6 Правил формирования перечня КВО определено, что МЧС России осуществляет формирование и ведение перечня КВО из ведомственных разделов, представляемых федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и ГК "Роскосмос". Вместе с тем механизм и порядок формирования перечня КВО, а также регистрации и учета потенциально опасных объектов нормативно не урегулированы и в Положении об МЧС России не определены. На основании изложенного предлагается дополнить подпункты 2 и 4 пункта 8 Положения об МЧС России полномочиями МЧС России по разработке и утверждению порядка регистрации и учета потенциально опасных объектов, а также по осуществлению формирования перечней критически важных и потенциально опасных объектов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2022 г. N 1265 "Об утверждении Правил разработки и формы паспорта безопасности потенциально опасного объекта" (далее - Правила разработки паспорта безопасности ПОО) установлен порядок разработки паспорта безопасности потенциально опасного объекта. Пунктом 8 Правил разработки паспорта безопасности ПОО определено, что после утверждения паспорт безопасности потенциально опасного объекта подлежит регистрации и учету в главном управлении МЧС России по субъекту Российской Федерации (по месту нахождения потенциально опасного объекта).
Помимо этого, постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2022 г. N 2034 "Об утверждении Правил разработки и формы паспорта безопасности критически важного объекта" (далее - Правила разработки паспорта безопасности КВО) установлен порядок разработки паспорта безопасности критически важного объекта. Пунктом 7 Правил разработки паспорта безопасности КВО определено, что после утверждения паспорт безопасности подлежит регистрации и учету в главном управлении МЧС России по субъекту Российской Федерации (по месту нахождения критически важного объекта). При этом механизм и порядок регистрации и учета паспортов безопасности критически важных и потенциально опасных объектов не урегулированы и в Положении об МЧС России отсутствуют. Учитывая изложенное, предлагается дополнить подпункт 2 пункта 8 Положения об МЧС России полномочиями МЧС России по разработке и утверждению порядка регистрации и учета паспортов безопасности критически важных и паспортов безопасности потенциально опасных объектов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N 301 утверждены Правила награждения иностранных граждан боевым короткоствольным ручным стрелковым и холодным оружием (далее - Правила). Правилами определяется порядок награждения иностранных граждан оружием из наградных фондов государственных военизированных организаций, указанных в части первой статьи 5 и части шестой статьи 20.1 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии". В соответствии с пунктом 7 Правил порядок представления к награждению иностранных граждан наградным оружием на основании правового акта и формы документов, необходимых для подготовки такого представления, утверждается государственными военизированными организациями. Вместе с тем в Положении об МЧС России прямо не закреплено полномочие МЧС России награждать наградным оружием иностранных граждан за содействие в выполнении возложенных на МЧС России задач. В этой связи вносится изменение в Положение об МЧС России, предусматривающее наделение Министра полномочиями по награждению иностранных граждан наградным оружием.
В целях нормативного закрепления специфики прохождения службы военнослужащими спасательных воинских формирований в составе территориальных органов и учреждений МЧС России, в том числе особенности их назначения на воинские должности, предлагается дополнить подпункт 2 пункта 8 Положения об МЧС России абзацем, наделяющим МЧС России полномочиями по утверждению Положения по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) спасательных воинских формирований МЧС России.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" правовую основу государственной судебно-экспертной деятельности составляют, в том числе нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции по организации и (или) производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Российской Федерации.
Одним из основных нормативных правовых актов, регулирующих судебно-экспертную деятельность в системе МЧС России, является приказ МЧС России от 19 августа 2005 г. N 640 "Об утверждении Инструкции по организации и производству судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях и экспертных подразделениях федеральной противопожарной службы". При этом в настоящее время Положением об МЧС России не предусмотрены полномочия по утверждению таких требований, на что указывалось Минюстом России при регистрации приказа МЧС России от 9 июля 2020 г. N 510 "О внесении изменений в Инструкцию по организации и производству судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях и экспертных подразделениях федеральной противопожарной службы".
В этой связи Положением об МЧС России необходимо предусмотреть полномочия на утверждение требований по организации и производству судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях (центрах) и экспертных подразделениях федеральной противопожарной службы.
В соответствии с частью третьей статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них. Кроме этого, согласно части 1 статьи 25 Закона N 69-ФЗ противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, органы местного самоуправления и организации. В связи с тем, что Законом N 68-ФЗ и Законом N 69-ФЗ функции по информированию и пропаганде помимо МЧС России возложены на другие органы и организации, проектом указа предлагается исключить из подпункта Положения об МЧС России, касающегося их организации МЧС России, и дополнить подпункт Положения об МЧС России, касающийся их осуществления МЧС России.
Динамичное развитие информационных технологий, появление большого числа перспективных каналов общественных коммуникаций, популярных информационных систем, программного обеспечения и сервисов делает необходимым задействование их для передачи экстренной информации в рамках решения задач оповещения населения, в том числе путем организации межсистемного взаимодействия.
В целях решения задач по цифровой трансформации, организации работ на всех этапах жизненного цикла информационных систем в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах предлагается подпункт 3 пункта 8 Положения об МЧС России изложить в предложенной проектом указа редакции.
Абзац девятый подпункта 4 пункта 8 Положения об МЧС России излагается в новой редакции в целях приведения в соответствие с Федеральным законом от 4 ноября 2022 г. N 417-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданской обороне" и статьи 1 и 14 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 417-ФЗ), а также со статьей 13.1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
В целях исключения дублирования функций МЧС России и приведения в соответствие с Законом N 417-ФЗ, а также со статьей 13.1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" предлагается абзац десятый подпункта 4 пункта 8 Положения об МЧС России исключить.
В соответствии с перечнем государственных программ Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. N 1950-р, МЧС России является ответственным исполнителем государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 300 (далее - Госпрограмма). Учитывая вышеизложенное, предлагается изменить редакцию абзаца тридцать третьего подпункта 4 пункта 8 Положения об МЧС России, уточнив функции МЧС России как ответственного исполнителя Госпрограммы.
Изменения в абзац тридцать восьмой подпункта 4 пункта 8 Положения об МЧС России разработаны в целях совершенствования нормативной правовой базы в области ремонта, содержания и обслуживания имущества МЧС России. Применение категории "Основные фонды" (далее - ОФ) в данном контексте неприемлемо, поскольку ОФ - это часть средств производства. Данная формулировка не учитывает весь объем движимого и недвижимого имущества, закрепленного на соответствующем вещном праве за МЧС России.
В целях приведения нормативных правовых актов в соответствие, а также для осуществления полномочий собственника по содержанию закрепленного на соответствующем праве имущества необходимо слова "основных фондов" заменить словом "имущества".
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Закон N 39-ФЗ) заказчик является субъектом инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений. В соответствии с абзацем 3 пункта 2 части 2 статьи 11 Закона N 39-ФЗ федеральные органы государственной власти для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, используют, в том числе форму (метод) прямого участия государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем формирования, утверждения и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утверждаемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 39-ФЗ решения об осуществлении государственных капитальных вложений принимаются органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом в соответствии с положениями пунктов 2, 5, 6 и подпункта "в" пункта 7 Правил принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Российской Федерации, не включенные в федеральные целевые программы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2008 г. N 324, в рамках подготовки инвестиций в объекты капитального строительства осуществляется, в том числе определение объектов капитального строительства, в строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение которых необходимо осуществлять инвестиции, и объема необходимых для этого бюджетных ассигнований, включая (при необходимости) приобретение земельных участков под строительство, подготовку проектной документации и проведение инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой документации, а также определение главного распорядителя средств федерального бюджета, государственного заказчика, застройщика (заказчика) в отношении объекта капитального строительства и (или) объекта недвижимого имущества. Главный распорядитель средств федерального бюджета подготавливает проект решения в форме проекта акта главного распорядителя средств федерального бюджета, который содержит, в том числе информацию о наименовании главного распорядителя средств федерального бюджета и государственного заказчика в отношении каждого объекта капитального строительства. В соответствии с пунктом 21 Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594, государственный заказчик целевой программы (подпрограммы) может на договорной основе передавать организациям часть своих функций на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации при утверждении целевой программы. Отдельные функции государственного заказчика установлены Правилами формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. N 716. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, осуществляемая, в том числе в виде архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства. МЧС России ежегодно предусматриваются бюджетные ассигнования по объектам капитального строительства в рамках реализации федеральной адресной инвестиционной программы, государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 300, а также в рамках комплексной государственной программы Российской Федерации "Строительство", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. N 1730. С учетом изложенного предлагается внести изменения и изложить абзац тридцать девятый подпункта 4 пункта 8 Положения об МЧС России в новой редакции.
Абзац сорок седьмой подпункта 4 пункта 8 Положения об МЧС России дополняется функцией по осуществлению координации работ по созданию, развитию и организации эксплуатации аппаратно-программного комплекса технических средств "Безопасный город". Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 2446-р утверждена Концепция построения аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (далее - АПК "Безопасный город"), в которой МЧС России определено координатором и регулятором по построению АПК "Безопасный город". Также Правительству Российской Федерации поручено внести изменение в законодательство Российской Федерации в части наделения полномочиями МЧС России по построению и развитию АПК "Безопасный город".
В настоящее время все действия по распоряжению объектами недвижимого имущества, закрепленными за центральным аппаратом МЧС России, необходимо согласовывать с Росимуществом, как с собственником имущества, при этом от Росимущества поступают отказы в согласовании действий с недвижимым имуществом центрального аппарата МЧС России со ссылкой на наличие полномочий МЧС России и отсутствие таких полномочий у Росимущества.
Проектом указа предлагается внести изменения в подпункт 10 пункта 9 Положения об МЧС России, предусматривающие наделение МЧС России функциям по управлению и распоряжению имуществом центрального аппарата МЧС России по аналогии с полномочиями в отношении территориальных органов и организаций, входящих в систему МЧС России, а также полномочиями по управлению и распоряжению жилищным фондом МЧС России в соответствии с его назначением.
Проектом указа предлагается скорректировать подпункты 4 и 5 пункта 9 Положения об МЧС России в части проведения оценки готовности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к выполнению мероприятий по гражданской обороне, исключив проверки, во избежание дублирования полномочий МЧС России по проведению мероприятий в ходе надзорной деятельности.
В связи с завершением реализации федеральных целевых программ, государственным заказчиком которых является МЧС России, предлагается из Положения об МЧС России исключить полномочие МЧС России по проверке реализации федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации федеральных целевых программ, государственным заказчиком которых является МЧС России.
В соответствии с требованиями пункта 24 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (далее - Положение о РСЧС), для соответствующих органов управления и сил единой системы устанавливается три режима функционирования: режим повседневной деятельности, повышенной готовности, чрезвычайной ситуации. Для каждого из режимов согласно пункту 28 Положения о РСЧС предусмотрено проведение соответствующих мероприятий.
Согласно требованиям Закона N 68-ФЗ силы и средства МЧС России непосредственным образом участвуют в проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В настоящее время согласно пункту 9 Положения об МЧС России в полномочия МЧС России не входит осуществление технического обследования зданий и сооружений на предмет их сейсмической устойчивости и (или) остаточного ресурса в целях обеспечения защиты населения при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций. Наделение МЧС России указанным полномочием позволит силам МЧС России, предназначенным для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять соответствующие мероприятия при введении установленных режимов функционирования, а именно проводить мониторинг опасных техногенных процессов, обусловленных повреждением зданий и сооружений, в целях недопущения причинения вреда жизни и здоровью граждан и лицам, привлекаемым для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Федеральным законом от 1 июля 2021 г. N 288-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" в части включения сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, военнослужащих спасательных воинских формирований и федеральных государственных гражданских служащих МЧС России в перечень лиц, подлежащих государственной защите. Меры государственной защиты могут также применяться в отношении близких родственников, а в исключительных случаях также иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство. МЧС России уполномочено самостоятельно применять и осуществлять меры безопасности в отношении указанных лиц.
В целях реализации указанных изменений принято решение возложить на спасательные воинские формирования МЧС России полномочия по применению мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, военнослужащих спасательных воинских формирований и федеральных государственных гражданских служащих МЧС России, их близких лиц, а также обеспечению сохранности их имущества, в связи с чем необходимо внести соответствующие изменения в Положение о спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. N 1265.
Вместе с тем с учетом позиции Государственно-правового управления Президента Российской Федерации в целях организации работы над вышеуказанным проектом указа необходимо внесение изменений в Положение об МЧС России в части закрепления за МЧС России полномочия по обеспечению осуществления мер безопасности в отношении должностных лиц МЧС России, подлежащих государственной защите, а также в отношении близких родственников этих лиц.
Служебные животные достаточно часто применяются учреждениями, подведомственными МЧС России, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и при проведении аварийно-спасательных работ, вместе с тем полномочия МЧС России по использованию и содержанию служебных животных не урегулированы. Предлагается дополнить полномочия МЧС России нормой о содержании и использовании служебных животных в учреждениях, находящихся в ведении МЧС России.
В соответствии с существующим Положением об МЧС России (пункт 18 пункта 9) Министерство направляет в установленном порядке своих представителей для работы в составе дипломатических представительств Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях без включения их в штатную численность этих представительств. В настоящее время в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации МЧС России имеет возможность направлять двух представителей в состав дипломатических представительств Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях:
Представитель МЧС России в Постоянном представительстве Российской Федерации при Европейском союзе и Европейском сообществе при атомной энергии в г. Брюсселе (Бельгия) (распоряжение Президента Российской Федерации от 23.03.2017 N 78-рп и постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2017 N 750).
Представитель МЧС России в Постоянном представительстве Российской Федерации при отделении ООН и других международных организациях в г. Женеве (Швейцария) (распоряжение Президента Российской Федерации от 23.03.2017 N 78-рп и постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2017 N 750).
В целях упорядочения процесса организации и обеспечения деятельности представителей МЧС России представляется целесообразным разработать и издать нормативный правовой акт МЧС России (приказ МЧС России), утверждающий положение о представителях МЧС России в составе дипломатических представительств Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях. При разработке документа будут учтены положения существующей нормативной правовой базы в сфере государственной службы и государственного финансирования.
Пункт 9 Положения об МЧС России дополняется изменениями, которые направлены на оперативность расследования органами государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы МЧС России (далее - органы ГПН ФПС), являющимися в соответствии с пунктом 4 части первой статьи 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации органами дознания, преступлений, связанных с пожарами.
Вместе с тем в действующей редакции Положения об МЧС России полномочия по нормативно-правовому регулированию и координации деятельности дознавателей органов ГПН ФПС по проверке сообщений о преступлениях и предварительному расследованию уголовных дел в форме дознания на уровне МЧС России не закреплены.
Указанные полномочия необходимы МЧС России для построения нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность органов дознания ГПН ФПС и их должностных лиц, правомочных либо уполномоченных в установленном порядке осуществлять дознание, организацию ведомственного процессуального контроля за работой дознавателей, создание групп дознавателей для их командирования на места крупных пожаров и чрезвычайных ситуаций, включение в указанные группы пожарно-технических экспертов, а также в целях решения иных вопросов, вытекающих из повседневной служебной деятельности дознавателей.
Проектом указа предусматривается внесение изменений в подпункт 12 пункта 12 Положения об МЧС России, необходимость которых обусловлена следующим. В соответствии с абзацем пятьдесят четвертым подпункта 2 пункта 8 Положения об МЧС России разработан проект приказа об утверждении Положения об организации деятельности государственной авиации специального назначения, используемой МЧС России для решения задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее - проект приказа, авиация МЧС России). Проектом приказа предлагается определить, что в состав авиации МЧС России входят пять авиационно-спасательных центров и федеральное государственное бюджетное учреждение "Авиационно-спасательная компания МЧС России". Авиация МЧС России может базироваться на аэродромах совместного базирования, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2007 г. N 1034-р, а также на посадочных площадках в субъектах Российской Федерации. Кроме того, базирование авиации МЧС России определяется исходя из анализа чрезвычайных ситуаций, возникающих в федеральных округах Российской Федерации, густонаселенности и наличия крупных промышленных предприятий в регионе, на основании штурманских расчетов, необходимости выполнения задач защиты населения и территорий в удаленных местностях, в том числе в Арктической зоне Российской Федерации, дислокации спасательных центров МЧС России вблизи аэродромов для оперативности реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации, а также на основании обращений глав субъектов Российской Федерации. Проект указа разработан в целях наделения Министра полномочиями принимать решения о базировании авиации МЧС России.
В подпункт 15 пункта 12 Положения об МЧС России вносится изменение, предусматривающее исключение Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации", и включение Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для приведения в соответствие нормы Положения об МЧС России законодательству Российской Федерации.
Предлагается наделить Министра полномочиями по утверждению описания и порядка обеспечения вещевым имуществом отдельных категорий работников, государственных служащих и личного состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, не имеющих специальных или воинских званий.
Предлагаемые изменения позволят утверждать нормы снабжения вещевым имуществом, которые не установлены иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и МЧС России, а также их описание и порядок обеспечения работников государственной инспекции по маломерным судам, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, профессиональных аварийно-спасательных формирований, военизированных горноспасательных частей, противофонтанных военизированных частей.
Кроме того, принимая во внимание, что специальная защита, специальная одежда и обувь, а также снаряжение являются предметами вещевого имущества, предлагается утвердить указанную номенклатуру под единой формулировкой "вещевое имущество", как это определено постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 390 "О вещевом обеспечении в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в мирное время" для спасательных воинских формирований МЧС России и постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2017 г. N 928 "О вещевом обеспечении в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы" для сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
В целях установления единого порядка исполнения работниками МЧС России и договорных подразделений федеральной противопожарной службы своих трудовых обязанностей предлагается наделить Министра полномочием по установлению форменной одежды, правил ее ношения и знаков различий, а также порядка и норм обеспечения вещевым имуществом (обмундированием), в том числе форменной одеждой, работников противофонтанных военизированных частей, Государственной инспекции по маломерным судам, договорных подразделений федеральной противопожарной службы.
Договорные подразделения федеральной противопожарной службы в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О пожарной безопасности" создаются в целях охраны имущества организаций от пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на договорной основе и являются самостоятельной составной частью сил федеральной противопожарной службы (далее - ФПС). Работники договорных подразделений ФПС осуществляют свою трудовую деятельность в форме одежды, аналогичной форме одежды сотрудников ФПС. При этом до настоящего времени в системе МЧС России описание формы одежды для указанной категории лиц не разработано и не утверждено.
Учитывая развитие МЧС России, изменение возлагаемых на подразделения задач и функций, расширение сферы применения сил и средств МЧС России, возникает необходимость обеспечения питанием за счет средств федерального бюджета лиц, привлекаемых к выполнению мероприятий, возложенных на Министерство, в том числе: привлечение к участию в работе в составе оперативного штаба при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; оказание психологической помощи; поиск и спасение людей, пропавших в природной среде; привлечение к работе пунктов обогрева на автомобильных дорогах федерального, регионального (межмуниципального), местного значения; при направлении в служебные командировки (вахтовый метод службы) в Арктические комплексные аварийно-спасательные центры МЧС России; при участии в составе группировки сил и средств федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, создаваемой для проведения контртеррористической операции, а также откомандированных в зону вооруженного конфликта (на территорию, на которой введено военное положение). В 2022 году МЧС России разработан проект о продовольственном обеспечении, в котором было предусмотрено, в том числе обеспечение вышеуказанных категорий личного состава МЧС России при выполнении ими возложенных на Министерство задач. Однако в процессе согласования проект приказа не был одобрен в связи с тем, что Министр, исходя из положений Указа N 868, ограничен совокупностью конкретных обстоятельств и событийных мероприятий, а также выполняемых действий, изложенных в соответствующих разделах. Кроме того, предлагаемые изменения расширят полномочия Министра, повысят эффективность структуры управления продовольственным обеспечением.
Согласно требованиям законодательства Российской Федерации применять по назначению следует только образцы вооружения, военной и специальной техники (далее - ВВСТ), принятые в установленном порядке на снабжение.
В свою очередь, в целях обеспечения потребностей подразделений МЧС России в различных видах ВВСТ, боеприпасах, специальных средствах и иных видах материально-технических средств для выполнения возложенных на них задач необходима разработка соответствующих норм обеспечения. Вместе с тем нормативные правовые акты для определения указанных норм в законодательстве Российской Федерации отсутствуют, функция их разработки на МЧС России не возложена.
Учитывая изложенное, предлагается наделить Министра полномочиями по утверждению норм обеспечения, накопления и расхода ВВСТ, боеприпасов, специальных средств и иных видов материально-технических средств для комплектования подразделений системы МЧС России. В свою очередь, с учетом внесения вышеуказанного изменения необходимо наделение Министра соответствующими полномочиями по приему на вооружение (снабжение, в эксплуатацию) в МЧС России ВВСТ, боеприпасов, специальных средств и иных видов материально-технических средств, а также снятию с вооружения (снабжения, эксплуатации) их устаревших образцов, в связи с чем необходимо дополнить пункт 12 Положения об МЧС России новым подпунктом.
Предлагаемые изменения расширят полномочия Министра, а также позволят повысить уровень и эффективность реагирования при выполнении подразделениями МЧС России задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Проект указа не содержит требований, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, и требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект указа не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация проекта указа будет осуществляться в рамках установленной штатной численности МЧС России и пределах выделенных МЧС России средств федерального бюджета.
Принятие проекта указа не вызовет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для граждан, и не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета, а также не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.