Комментарий к Приказу Минздравсоцразвития от 09.12.2008 N 702н
Очень часто на практике встречаются ситуации, когда работодатель или работник не могут разобраться в нормах трудового законодательства и им требуется квалифицированная помощь. В связи с этим Минздравсоцразвития издало Приказ от 09.12.2008 N 702н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права*(1)" (далее - Приказ N 702н), согласно которому на сотрудников Роструда возложена государственная функция по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Кто вправе обратиться за консультацией в Роструд?
Согласно п. 5 Регламента государственная функция по информированию и консультированию по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - государственная функция), исполняется по отношению:
- к юридическим лицам;
- к работодателям - физическим лицам, зарегистрированным в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
- к работодателям - физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, вступившим в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства;
- к гражданам Российской Федерации;
- к иностранным гражданам;
- к лицам без гражданства.
Обратите внимание: государственная функция исполняется бесплатно (п. 6 Регламента).
Компетенция Роструда
Согласно п. 4.1 Регламента работники Роструда информируют перечисленных лиц о применении положений следующих документов:
- федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового законодательства;
- иных содержащих нормы трудового права нормативно-правовых актов, таких как указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.
Работники Роструда дают разъяснения и рекомендации по следующим вопросам (п. 4.2 Регламента):
- порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;
- режим труда и отдыха, предоставление основного и дополнительного оплачиваемого отпуска;
- оплата и нормирование труда, в том числе установление, исчисление и выплата заработной платы;
- предоставление гарантий и компенсаций работникам;
- порядок применения дисциплинарных взысканий;
- организация охраны труда и обеспечение прав работников на охрану труда, в том числе порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
- особенности регулирования труда отдельных категорий работников (женщин, лиц с семейными обязанностями, работников в возрасте до восемнадцати лет, лиц, работающих по совместительству, и т.д.);
- порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
- профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников непосредственно у работодателя;
- социальное партнерство, ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и соглашений;
- участие работников и их полномочных представителей в управлении организацией;
- надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- иные вопросы регулирования трудовых отношений субъектов трудового права.
Порядок обращения за консультацией в Роструд
Работодатели и работники могут как лично обращаться в органы Роструда за разъяснениями и консультациями, так и направлять туда запросы письмом и по электронной почте.
Обратите внимание: сведения о месте нахождения, номерах телефонов и адресах электронной почты территориальных органов Роструда содержатся в приложении 1 к Приказу N 702н.
Если работодатель или работник хочет обратиться в Роструд письменно, то обращение следует написать разборчиво от руки или оформить в печатном виде, при этом оно должно обязательно содержать такую информацию:
- для работников и работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями: фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, просьбу о предоставлении консультации и содержание вопросов, по которым требуется консультирование; в конце нужно указать дату обращения и поставить личную подпись;
- для работодателей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: полное наименование юридического лица или фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, просьбу о предоставлении консультации и содержание вопросов, по которым требуется консультирование; в конце нужно указать должность, фамилию, имя, отчество, поставить подпись полномочного представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя (и заверить эту подпись), а также печать организации (в случае, если письменное обращение подано не на бланке организации), указать дату обращения.
В случае направления запроса о предоставлении разъяснений, касающихся применения норм трудового законодательства, на официальный сайт Роструда или сайты его территориальных органов заявитель оформляет заявление-анкету в электронном виде по установленному образцу (приложение 3 к Приказу N 702н).
Сроки исполнения
Согласно п. 30 Регламента время ожидания заявителя, обратившегося за получением консультации на личном приеме, не должно превышать 30 минут, и сама консультация при личном обращении также не может длиться больше 30 минут. Если заявителю необходима дополнительная консультация по вопросам трудового законодательства, которые не могут быть объективно рассмотрены непосредственно в процессе личного приема вследствие их специфичности, то в этом случае работник Роструда предлагает заявителю заполнить заявление-анкету по образцу, приведенному выше - в ней надо указать способ получения сведений (почтой или электронной связью, либо путем размещения ответа на официальном сайте Роструда или территориальных органов в Интернете, либо в иной доступной форме) (п. 63 Регламента). Оформленное заявление-анкета регистрируется работником, ведущим прием граждан, в журнале регистрации консультаций работодателей и работников по вопросам применения норм трудового законодательства. При этом срок рассмотрения письменного обращения не может превышать 30 дней с момента регистрации такого обращения (п. 78 Регламента).
Основания для отказа
Сотрудники Роструда вправе отказать заявителям в исполнении государственной функции в следующих случаях:
- если в личном или письменном обращении заявителя содержатся вопросы, рассмотрение которых не входит в компетенцию Роструда и его территориальных органов. При этом сотрудники Роструда дают разъяснение о возможности получения консультации из иных источников или органов и организаций, уполномоченных на предоставление необходимой заявителю консультации (п. 34, 35 Регламента);
- если ответ на заявленный вопрос не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (п. 36 Регламента);
- если в заявлении не указаны фамилия лица, направившего обращение, почтовый адрес или адрес электронной почты, по которому должен быть послан ответ (п. 37.1 Регламента);
- если в тексте обращения содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угроза жизни, здоровью и имуществу должностных лиц Роструда или территориальных органов, а также членов их семей (п. 37.2 Регламента);
- если текст письменного обращения заявителя невозможно прочесть (п. 37.3 Регламента);
- если в обращении содержатся вопросы, по которым заявителю давались разъяснения ранее, и иные вопросы в этом новом обращении отсутствуют (п. 37.4 Регламента).
Можно ли обжаловать действия сотрудников Роструда?
Согласно п. 86 Регламента заявитель имеет право обжаловать решения, принятые в ходе исполнения государственной функции, действия или бездействие ответственных работников и уполномоченных должностных лиц территориальных органов в досудебном порядке путем обращения к руководителю территориального органа, руководителю Роструда или в суд в порядке, установленном законодательством РФ. Заявитель подает жалобу в письменной форме. В жалобе обязательно должны содержаться следующие сведения (п. 88 Регламента):
- наименование государственного органа, в который направляется жалоба;
- наименование должности, фамилия, имя и отчество уполномоченного должностного лица, действия (бездействие) которого обжалуются;
- фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица, подающего жалобу, почтовый адрес для направления ответа.
В жалобе указываются:
- причины несогласия с обжалуемыми действиями (бездействием) и решением, основания считать, что нарушены права, свободы и законные интересы заявителя, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность;
- требование об отмене решения, о признании незаконными действий (бездействия) и решения;
- иные сведения, которые заявитель считает необходимым сообщить.
Также к жалобе могут быть приложены копии документов, подтверждающих все обстоятельства, и перечень этих документов.
Обратите внимание: срок рассмотрения жалобы - 30 дней с момента ее регистрации. В случае, если по жалобе требуется служебное расследование, срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на 30 дней, при этом заявителя уведомляют письменно с указанием причин продления (п. 89 Регламента).
Согласно п. 92 Регламента жалоба заявителя не рассматривается в следующих случаях:
- если отсутствуют сведения о фамилии заявителя, почтовом адресе или адресе электронной почты, по которому должен быть направлен ответ, сведения об обжалуемых действиях (бездействии) и решении (кем принято, в чем выразилось);
- если отсутствует подпись заявителя;
- если предметом жалобы является решение, принятое в судебном порядке;
- если жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу сотрудников Роструда, а также членов их семей;
- если текст жалобы не поддается прочтению;
- если в жалобе содержится вопрос, по которому уже давались разъяснения ранее, и при этом не приводятся новые доводы и обстоятельства.
Обратите внимание: отказ в рассмотрении жалобы направляют заявителю в письменном виде с указанием причины в течение 30 дней с момента регистрации данной жалобы.
О.И. Волкова,
эксперт журнала "Оплата труда в бюджетном учреждении:
акты и комментарии для бухгалтера"
"Оплата труда в бюджетном учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", N 4, апрель 2009 г.
---------------------------------------------------------------------------------
*(1) Далее - Регламент.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"